КОГНИТИВИСТНачинающим¹Второй курс
Второй курс, 6: Свойства внимания
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс, занятие 6: Свойства внимания
Темы:
Этим занятием мы начинаем вторую часть курса, посвященного технике осознания послеобразов, облегчающих восприятие гештальта. Она будет посвящена вниманию, этому загадочному “прожектору”, который из тьмы вещей выхватывает лишь некоторые и тем самым спасает наш разум от хаоса и перегрузки.
Когда мы исследовали послеобразы, мы двигались медленно и тщательно, потому что одновременно каждый опыт с послеобразами служил еще и тренировкой вашего внимания - от него требовалось научиться фокусироваться на вещах необычных, мимолетных, быстро проходящих, сложных для созерцания. Это были первые уроки в искусстве управления своим вниманием. И теперь, когда мы обращаемся собственно к свойствам вниманию, мы поступим также.
Взгляд, внимание, осознание
Исследование свойств восприятия издревле было принято начинать с изучения зрения. Так начинали древние греки, так поступили гештальт-теоретики, даже мы начали с визуальных послеобразов. Зрение дает богатый материал, оно “наглядно”, а кроме того, для любого творческого мыслителя зрение (а не слух, например) - главная “кузница” восприятий и мыслей. Начиная разговор о внимании, мы по доброй традиции начнем со зрительного внимания.
Кажется, мы все знаем, что это такое. Скажем так: это особое сужение нашего зрительного восприятия до одной вещи (или группы вещей) , которые оказываются в фокусе внимания и благодаря этому осознаются нами. Когда наше внимание сосредоточено на яблоке, лежащем перед нами на столе, мы осознаем его, в этот момент мы знаем, что оно есть. Напротив, то что находится вне нашего внимания, нами не осознается. Коротко, внимание - это осознание.
В наших опытах со зрительными послеобразами мы установили: направление взгляда и направление внимания - две вещи, которые обычно связаны, но управляя вниманием специально, мы можем разорвать эту связь и сфокусировать внимание на том, что видим боковым зрением. Если у вас это получается (фокусировать внимание на предметах в поле бокового зрения), то вы сможете и проверить нашу теорию, о том, что внимание - это осознание.
Для этого выберите удобную точку (А), на которую будут неотрывно смотреть ваши глаза - этим мы фиксируем направление взгляда. Наше внимание автоматически сосредотачивается на той же точке. Пусть будет так. Ваша задача, не отрывая взгляда от точки А, и не упуская её из внимания (то есть, не перемещая с нее фокус внимания), осознать какой-либо другой предмет или точку в поле бокового зрения (B), то есть, узнать, что она есть (для опытов лучше использовать реальные предметы, а не эту схему):
Обычный результат этого опыта - открытие, что внимание и осознание не связаны между собой однозначно. Кажется, не сдвигая фокуса внимания от точки А, вполне удается осознать предмет В, находящиеся в поле бокового зрения. Иными словами, мы можем осознавать вещи, не обращая на них своего внимания (ведь оно сфокусировано там, где остановился наш взгляд). Кажется, наша теория о том, что внимание - это осознание, не верна, это разделимые вещи.
Но изменим немного условия опыта. Теперь мы должны смотреть в точку А , а закрепить внимание – на другой, на вещи в поле бокового зрения В. Сможете ли вы, не изменяя направления взгляда (А) и не изменяя фокуса внимания (В) осознать какой-то третий предмет в поле бокового зрения С?
Вы заметите, что для осознания предмета С внимание хоть на мгновение, но должно отключиться от предмета В и перестроиться на предмет С. В ином случае осознавать его ясно не получается. Таким образом, в этом опыте мы обнаруживаем, что фокус внимания и область осознания перемещаются вместе, а не раздельно. Невозможно прямо осознавать предмет, если он находится вне области охвата внимания.
Вернемся к первому опыту, чтобы понять, что в действительности происходит. Наше внимание способно сужаться до одной маленькой точки, а может расширяться, охватывая одновременно несколько точек или предметов. Именно так происходит в первом опыте. Наше внимание не уходит из точки А, но расширятся и охватывает одновременно А и В, именно это позволяет нам осознать предмет В, не упуская из внимания и точку А:
Итак, осознание и внимание - две неразделимые вещи. Мы не можем прямо осознавать то, что не охвачено нашим вниманием и наоборот, если что-то находится в фокусе нашего внимания, это не может не осознаваться. Внимание - это канал прямой связи между миром и нашим сознанием, нашим разумом. Одновременно в каждый миг мы можем воспринимать огромное количество вещей, но лишь те из них, которые находятся в фокусе внимания, находят свой прямой путь в наше сознание.
Перемещения внимания
Когда мы воспринимаем мир, осматриваем его, наш взгляд перемещается, а с ним перемещается и фокус внимания. Мы знаем, что фокус внимания не всегда следует за точкой фиксации взгляда, в подавляющем большинстве случаев, они перемещаются вместе и почти синхронно (обычно взгляд отстает от фокуса внимания на доли секунды, а осознание, в свою очередь, отстает от взгляда). Отслеживая перемещение взгляда, можно в некоторой степени получить представление о привычках нашего внимания, о закономерностях, которые влияют на его перемещения.
Психологи, изучающие зрительное восприятие уже давно используют технику слежения за глазом, позволяющую наблюдать, как движется взгляд человека, когда он рассматривает какое-либо изображение. Сегодня для этого обычно жестко закрепляют голову человека и с помощью видеокамеры отслеживают движение зрачка, а раньше для этого на роговицу глаза клеили маленькое зеркальце и следили движением светового зайчика, отраженного этим зеркальцем. Пионером в изучении траекторий движения взгляда был российский психолог Альфред Ярбус. Вот несколько примеров записанных им траекторий перемещений взгляда по изображению (в науке они называются “саккадами”):
Если мы не контролируем процесс сознательно, наш взгляд следует за изменением точки фокуса внимания. И глядя на эти траектории, ясно, что наше внимание не перемещается совершенно случайно - у него есть свои предпочтения как в отношении точек фиксации (пока мы будем считать, что внимание, как и взгляд, фиксируется на узких точках, хотя это не так) , так и в отношении последовательности переходов от точки к точке.
В жизни мы очень редко управляем своим вниманием сознательно. Как правило, наше внимание перемещается, подчиняясь либо исходящим из нашего бессознательного внутренним импульсам - так происходит, когда мы рассматриваем какое-то изображение – либо подчиняясь изменениям в окружающей обстановке – например, внимание привлекает внезапное движение в поле зрения. Для начала мы исследуем первый вариант - бессознательные направляющие импульсы, которые руководят перемещениями внимания, когда мы рассматриваем статичное изображение, картинку. Есть ли тут какие-то закономерности? Проведем простые опыты, чтобы убедиться в том, что они действительно существуют.
Зафиксируйте взгляд и внимание на черном кружке в центре картинки. А затем позвольте вашему взгляду и вниманию двигаться произвольно, естественно, без вашего сознательного вмешательства – вы просто разглядываете картинку:
Вы сможете заметить, что после фиксации внимания на черном кружке, взгляд и внимание “охотнее” всего перемещается на другой такй же черный кружок. Если внимание перескочило, например, на оранжевую звездочку, оно “охотнее” перескакивает на другую такую же звездочку и т.д.
Далее вы сможете заметить, что время, необходимо для перемещения взгляда и внимания от кружка - к кружку или от звездочки – к звездочке меньше, чем, например, от кружка - к звездочке. Для переключения внимания между одинаковыми фигурами требуется меньше “усилия”, оно происходит быстрее и “глаже”, чем при переключении между разными фигурами - около 0,3 секунды в первом случае и порядка 0,6 во втором. И даже расстояние между фигурами имеет не слишком большое значение: внимание охотнее перескакивает не на ближайшую фигуру, а на самую похожую той, на которой оно в данный момент сфокусировано.
Проверьте эти закономерности на естественном изображении. “Отпустите” своё внимание и следите за его спонтанными перемещениями:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
В этой картинке наше внимание в первую очередь выделяет две группы похожих вещей: лица людей и газетные листы. Между ними внимание перемещается очень быстро, легко. То же самое, когда внимание фокусируется на лицах, оно гладко “переливается” от одного лица к другому. Но при переключении от газетного листа - к лицу (или наоборот), происходит небольшая, но заметная заминка, задержка. Дело выглядит так, что после переключения вниманию требуется “перенастройка” на другой объект и когда она завершена, внимание вновь может перемещаться быстро и гладко. Заметьте также, что для нашего внимания не все лица на этой фотографии одинаково похожи - оно выделяет среди всех лиц группу “особой похожести”, у которых блестят глаза и взгляд направлен в одну сторону, и именно эта группа задерживает на себе максимальное внимание.
От чего зависит “похожесть”, которая облегчает перестройку фокуса внимания? На фотографии разносчиков газет похожими были светлые прямоугольники газет, лица, особенно с одинаковым направлением взгляда. Или попробуйте эту картинку:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
“Похожести” служит цвет: цветки одинакового цвета или оттенка передают “эстафету” перемещения внимания от одного к другому. Играет роль и взаимное расположение: ряд деревьев на горизонте буквально “проглатывается” вниманием в один присест.
Еще одно естественное изображение:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Фасад Дворца доджей в Венеции состоит из нескольких групп повторяющихся элементов. Благодаря их точному сходству и ровному горизонтальному расположению, перемещения внимания между ними происходит быстро и легко, образуя преимущественно горизонтальные траектории.
Итак, наши наблюдения приводят к очень важному выводу: внимание характеризуется не только точкой фокуса, не только ее местоположением, но и определенной “настройкой” внимания. Внимание быстрее и легче перемещается к тому предмету, который не требует перенастройки внимания: от газетного листа - к другому листу, от розового цветка - к другому, от одного окна на фасаде дворца - к другим подобным.
Какие признаки, какие характеристики вещей влияют на настройку внимания? На основе наших наблюдений мы можем выдвинуть следующий список:
Геометрическая форма.
Цвет и освещенность.
Для человеческих лиц - направление взгляда.
Мы провели мало опытов и, конечно, наш список не полон. Тем не менее, этого достаточно, чтобы утверждать: наше бессознательное, руководящее “случайными” перемещениями взгляда и фокуса внимания, действует далеко не случайно. Здесь имеются закономерности, одна из которых – стремление к сохранению “настройки внимания”. Перемещения внимания, сохраняющие его настройку, оказываются самыми быстрыми, “гладкими” и наиболее вероятными.
Законы организации перцептуальных форм
Далее мы существенно дополним наш список характеристик, определяющих настройку внимания, но сперва познакомимся с гениально простыми, но важными наблюдениями, которые еще в начале 20-го века сделал основатель гештальт-теории Макс Вертгеймер.
Вот простой рисунок. Что мы видим в каждом случае, в чем разница в восприятии рисунков 1 и 2?
Очевидно, кружки на рисунках по разному группируются: на рисунке 1 мы видим два ряда кружков, а на рисунке 2 - скорее, два столбца. Конечно, эта разница в восприятии возникает из-за разницы цвета кружков: одинаково окрашенные кружки группируются вместе в ряды или столбцы.
Группировка по цвету происходит помимо нашей воли, автоматически, и она является наиболее естественной для зрения. Но, приложив сознательные усилия, мы можем увидеть в каждой картинке не пары кружкой одинакового цвета, а пары разноцветных кружков. Тогда на первом рисунке мы увидим два столбца из разноцветных кружков, а на втором - два ряда.
Можно заметить, насколько сложнее воспринимать картинки таким неестественным образом, приходится буквально напрягать внимание и любая помеха возвращает нас к более естественному варианту. Напрягая внимание, мы словно стремимся нарушить какой-то закон восприятия, стоит нам прекратить усилия, все возвращается в норму. Это “упрямство” восприятия дало Максу Вертгеймеру назвать это и многие другие обнаруженные им естественные склонности нашего восприятия “Законами организации перцептуальных форм”, то есть, законами, определяющими, в какие группы, в какие формы наше восприятие группирует вещи. Мы только что познакомились с одним из этих законов - законом сходства. В соответствии с ним, восприятие группирует сходные объекты - по форме, по цвету, по размеру, убедимся в этом:
Отметим, что сходство формы действует даже тогда, когда фигуры повернуты в различных направлениях:
Еще одна важная разновидность сходства – сходство по направлению или углу поворота (вспомните фотографию с разносчиками газет, где сходными оказывались лица, имеющие одинаковое направление взгляда):
Движение и изменение объектов также является причиной их сходства (Вертгеймер выделял этот случай в отдельный закон “общей судьбы”):
Обратите внимание, насколько сильно действует фактор движения или изменения: довольно непросто сгруппировать объекты, например в ряды, а не в двигающиеся или мигающие зигзаги:
Проницательный курсант, наверное, уже заметил прямую аналогию между “законом сходства” Вертгеймера и нашим открытием, что внимание предпочитает перемещаться между объектами, не требующими перенастройки внимания. Перенастройка не требуется тогда, когда объекты схожи по форме, цвету, а также по всем остальным критериям, которые являются признаками сходства в законе Макса Вертгеймера: размер, направление, динамика. Это не случайно, потому что и Вертгеймер и мы говорим об одном и том же свойстве восприятия. Сам отец-основатель гештальт-теории называл его “перцептуальной группировкой”, а мы исследуем это свойство как закономерность, управляющую движением внимания (и взгляда, поскольку обычно направление взгляда и зрительного внимания совпадают).
Чтобы уяснить прямую связь между перцептуальной группировкой и настройкой внимания, проведем еще один опыт. Сфокусируйте взгляд и внимание на объекте А.
Можете ли вы достаточно долго удерживать внимание на объекте А так, чтобы два других объекта, которые движутся аналогичным образом тоже не “проникли” в фокус вашего внимания? Внимание буквально стремится расшириться таким образом, чтобы охватить все три объекта, имеющие одинаковый рисунок движения. Точно также происходит и при фиксации внимания на объекте В.
Мы уже знаем, что внимание охотнее переходит на схожие объекты, а теперь мы можем добавить: внимание стремится одновременно охватить все объекты, имеющие схожую форму или динамику и требующие одной и той же настройки внимания. Это и есть перцептуальная группировка Вертгеймера: наше внимание, охватывая сразу все схожие объекты, группирует, склеивает их воедино. И обратно, объекты, которые требуют перенастройки внимания, выталкиваются из этих групп. Так формируются невидимые границы между группами, для пересечения которых вниманию приходится перенастраиваться и поэтому оно преодолевает их неохотно, и с задержками:
Эти границы и создают трудности, когда мы стараемся сгруппировать объекты на рисунке неестественным образом.
Скачки внимания
Итак, нам следует объединить наши новые знания о том, что 1) внимание, а за ним взгляд, склонны перемещаться между схожими объектами на изображении, и 2) внимание склонно одновременно охватывать все схожие объекты в поле зрения. Объединив эти наблюдения, мы получаем понимание “механики”, которая приводит к спонтанным скачкам внимания:
  1. Процесс начинается с фокуса внимания на одном из объектов. Поскольку взгляд обычно следует за фокусом внимания, и фокус внимания и фокус взгляда находятся на одном объекте.
  2. На втором этапе внимание спонтанно расширяется, охватывая все схожие объекты. В нашем случае это все три черных кружка. В терминах гештальт-теории происходит “перцептуальная группировка”.
  3. Направление взгляда обычно следует за фокусом внимания. В нашем случае расширенное внимание выделяет следующие две точки для взгляда, куда он может переместиться. Происходит “саккада” на другой черный кружок.
  4. На последнем этапе внимание вновь может сузиться до одного объекта (это не обязательно) и тогда весь процесс выглядит как скачок внимания между схожими объектами.
Это описание одного из двух механизмов перемещения внимания, который мы будем далее называть метафорическим. Второй механизм, c которым мы познакомимся позже, называется метонимическим. Метафорические перемещения внимания – характерная особенность спонтанных скачков внимания, которыми мы не руководим сознательно. Если метафорический механизм заставляет наше внимание скакать, как кенгуру, то метонимический - ползать, подобно змее: пока вам будет достаточно такой аллегории.
Подведем итог первого занятия, посвященного зрительному вниманию. Важнейшее знание, которое мы вынесли из него: внимание характеризуется двумя характеристикам:
  1. Положением, местом фиксации, и
  2. Настройкой, определяющейся геометрической формой, размером, направлением, динамикой, цветом и подобными характеристиками воспринимаемого объекта.
На следующем занятии мы познакомимся с весьма экзотичным, но удивительно простым объяснением этих свойств.
1
хоп
хей
василий (8.02.2018 12:52)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER