КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 6. Метафизика метафоры
Вторая метафизика
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
6.5 Вторая метафизика
Темы:
Метафизика - попытка постичь мир как целое с помощью мысли.
Макс Борн
Подзаголовок этого исследования "Метафизика метафоры". Действительно, на протяжении всего изложения мы последовательно развивали систему идей и принципов, которую в строгом смысле слова следует называть не методом и не теорией, а метафизикой метафоры.
Что такое метафизика? История этого термина парадоксальна. Последователи Аристотеля, издавая его философские труды, разместили часть трактатов, касающиеся первопричинной стороны реальности после трактатов, посвященных видимой, материальной природе. Первые получили общее название "Физика", а вторые – "Метафизика", что в переводе с греческого буквально означает "то, что следует за физикой".
Парадокс состоит в том, что первопричины реальности, каковы бы они ни были, идут до своих материальных видимых следствий, так что метафизика всегда предшествует любой физике.
Метафизика ищет и описывает наиболее общие универсалии реальности, глубинные принципы, на которых держится мир, человек, его сознание. Её роль можно показать так. Существует множество различных направлений физики, которые отличаются теориями, системой понятий, приложениями - например, электродинамика, физика твёрдого тела, гидродинамика и т.д. Но все направления физики подчиняются ряду фундаментальных законов, которые являются физическими универсалиями. Такую роль играют законы сохранения, законы термодинамики и некоторые другие. Но физика изучает материальный и неживой мир. Кроме него, есть мир живых организмов, мир социальных явлений, человека и его сознания. Существуют ли универсалии, связывающие воедино живое и неживое, мыслящее и неодушевленное?
На этот ответ трудно ответить отрицательно. Наверняка, такие универсалии существуют – вот они и являются предметом метафизики.
Формально первым метафизическим исследованием стали те самые трактаты Аристотеля. Он, напомню, считал, что средством постижения истины и сути вещей является ум, а потому и первопричинную сторону реальности, её универсалии следует искать в законах ума. Законы ума – это законы рационального мышления, логика. Именно ей и была посвящена метафизика Аристотеля.
Но почему метафизика метафоры?
Один из постулатов, на которые мы опирались в этом исследовании - существование двух взаимосвязанных и необходимых друг другу аспектов реальности - структурного и гештальтного. Каждый из них обладает собственными универсалиями, так что должно иметься два сорта метафизики. Одна - метафизика структурной реальности, той её стороны, которая открыта логике, анализу, интеллекту. Вторая - метафизика гештальтной реальности, в которой логика и анализ оказываются неуместными.
Метафизика Аристотеля – это метафизика структурного аспекта реальности. Это метафизика множеств, чисел, категорий, структур. Но кроме неё, нам нужна метафизика второго аспекта реальности, метафизика единственного, целостного, неисчислимого, о которой Анри Бергсон сказал: "...Метафизика есть наука, имеющая притязание обходиться без символов."
Аристотель создал метонимическую метафизику, потому что наполнением рационального мышления и логики являются метонимические сдвиги. Они и есть универсалии метафизики Аристотеля, общие как для сознания человека, так и для природы. Например, принцип причинности это метонимическая универсалия. В жизни разума причинность проявляется как сдвиг внимания по концептуальной смежности, от вещи-причины к вещи-следствию. В жизни природы он проявляется как сдвиг действия между двумя смежными вещами - и тогда первая понимается нами как причина, а вторая - как следствие. И если даже мы не видим, как где-то на краю света скатившийся с вершины камушек стал причиной камнепада, камушек и камнепад оказываются связанными также, как любая причина и следствие в нашем уме – сдвигом по смежности. Разница лишь в том, что в нашем сознании это сдвиг внимания, а в жизни мира – сдвиг действия. Эти сдвиги хорошо соответствуют друг другу, поэтому причинность - очень полезный принцип мышления, основанный на действительной универсалии, связывающей ум и реальность, наше сознание и неодушевленную природу. Причинность – это не выдумка интеллекта, она существует в природе помимо нашего участия, это метафизическая универсалия.
Но мы знаем, что кроме метонимических сдвигов, наше мышление и восприятие использует также метафорические сдвиги. И у нас нет никаких оснований думать, что метафорические сдвиги не связаны со вторым семейством метафизических универсалий, упущенных Аристотелем. Метафора как скачок внимания между различными концептуальными пространствами должна являться такой же метафизической универсалией, как и принцип причинности. Этой операции нашего мышления и восприятия должно прямо соответствовать нечто во всей природе – и в одушевленной и в неодушевленной, и в живой и в не живой. Вероятно, классическому научному методу познания, выросшему из метафизики Аристотеля, очень не хватает второй метафизики, метафизики метафоры. Возможно, именно она сможет вдохнуть в науку новые творческие силы. Вот почему мы должны исследовать метафизику метафоры.
Изучая метафору, её свойства, условия возникновения, её роль, жизненный цикл – мы всегда незаметно шли рядом с идеей, что всё, о чём мы говорим, относится не только к метафорам, происходящим в нашем восприятии и мышлении, но также и к метафорам, которые могут происходить в мире без всякого нашего участия.  Природа наполнена метафорами, как мысль поэта или художника. Творческая сила природы питается метафорой также, как творческая сила нашего сознания. И также, как рождение хорошей метафоры в нашем сознании требует какого-то участие извне, такое же участие требуется и природе .
Далее, мы показали связь между метафорой и гештальтом, и если метафора является метафизической универсалией, то такой же универсалией является и гештальт. Следовательно, целостности, на которые естественным образом настраивается наше внимание – они не привносятся в мир только нашим сознанием, они существуют в нём изначально. И это ещё одна гипотеза, которая должна быть изучена в рамках метафизики метафоры. Например, гештальтисты, описывая свойства перцептуальных гештальтов, часто прибегали к их сравнению с физическими силовыми полями. Но дело может обстоять наоборот: физические поля, как мы их знаем, могут быть проявлениям тех самых природных гештальтов, натуральных целостностей, которые присутствуют в мире помимо нашего сознания. Возможно, следует не гештальт изучать как полевой феномен, а напротив, полевые феномены - как гештальты.
Эти и подобные гипотезы – лишь первый шаг к истинной метафизике метафоры. Но что о самой метафоре? Получили ли мы исчерпывающее и полное её понимание? Увы, нет.
Мы проделали немалый путь. Начиная от традиционного понимания метафоры и её роли, мы постепенно двигались к уяснению её гештальтной основы. Затем нам пришлось исследовать свойства гештальта и взаимосвязь двух модальностей нашего мышления и восприятия. Наконец, мы изучили условия благоприятствующие творческим метафорам...
Но в конце концов, метафора осталась такой же загадочной, какой она казалась нам вначале. Мы отследили её тропы, узнали некоторые повадки, но она осталась неуловимой, как маленькая ящерка, которую можно ухватить за хвост, но невозможно поймать.
Роман Уфимцев
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER