КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 6. Метафизика метафоры
Метафора и жизненный цикл концепций
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
6.2 Метафора и жизненный цикл концепций
Темы:
Метафоры можно сравнить с живыми существами, которые возникают откуда-то из творческих глубин сознания, взрослеют, превращаясь в аналогии, развиваются в них до предела, а затем превращаются в штампы, привычные и не несущие новизны фигуры речи. Это их жизненный цикл.
Но как у организмов разных видов, его длительность для разных метафор варьирует в широчайших пределах:
Если метафора плоха, банальна, неинтересна, если она – деревянная метафора, построенная на общности признака двух вещей, её срок короток. Она быстро покинет наши мысли, будет забыта: "На улице холодно, как в холодильнике."
Если метафора хороша, то она будет жить долго, и чем дольше мы сможем расшифровывать её, находить в ней всё новые интересные аналогии, тем дольше она будет жить в нашем сознании. Но потом мы доберемся до её пределов, она больше не сможет питать наш ум открытиями и идеями, и метафора превратится в остов из штампов, которые стали привычной частью языка и мышления. Когда-то выражение "космический корабль" было романтической метафорой, которая предвещала новую эру, эпоху освоения космоса. А сегодня это выражение стало штампом, привычным выражением, который больше не содержит в себе никакого эмоционального смысла.
Есть великие метафоры, которые живут столетиями и даже тысячелетиями. Они побуждают ум ко множеству эмоциональных или творческих аналогий, но никогда не исчерпываются ими. Эти метафоры не превращаются в штампы, они веками продолжают нести смысл и эмоциональную силу: "Волга-матушка".
А есть ещё древние метафоры, которые вошли в плоть языка и мышления во множестве развёрнутых форм, но при этом по-прежнему несут смысл и силу, даже если мы этого не замечаем: "жизнь это дорога". Эти реликтовые метафоры можно сравнить с древними рыбами латимериями, обитающими в тёмных безднах океана - они по-прежнему живы, хоть и прячутся в глубинах сознания.
На протяжении нашего исследования мы сравнивали концептуальные структуры, которые являются организованными хранилищами наших знаний о мире, с деревьями. Действительно, концептуальные структуры как деревья растут, расширяют и утончают своё строение.
Но теперь мы внесём ещё один важный компонент в эту аналогию: в основе каждой концептуальной структуры, в её корнях, лежит одна или несколько связанных метафор, выражающих смысловое ядро данной концептуальной структуры, её организующий принцип, или говоря точно, её гештальт. Далее, для простоты будем считать, что одна из этих метафор является основной - будем её именовать корневой метафорой. В процессе развития концептуальной структуры корневая метафора разворачивается в ряд аналогий, которые выступают несущими конструкциями концептуальной структуры, её ветвями.
Вот как мы можем изобразить этот генезис:
Гештальт как организующий принцип, который будет определять развитие и целостность концептуальной структуры можно сравнить с утопленным в почву орехом, из которого вырастает дерево. Впоследствии этот гештальт будет общим гештальтом всей концептуальной структуры. Можно говорить, что до тех пор, пока он не "воплотился" в структуру, гештальт находится в латентном, свёрнутом состоянии, или, в терминах Платона, пребывает в сфере идей.
Индивидуальное или коллективное внимание настраивается на этот гештальт и возникает одна или несколько связанных метафор, одна из которых становится коренной метафорой будущей концептуальной структуры.
Коренная метафора расшифровывается в несколько аналогий, которые похожи на основные несущие ветви дерева. Эти аналогии образуют скелет развивающейся концептуальной структуры, задают её смысловую систему координат.
Наконец, несущие аналогии развиваются до предела, между элементами структуры устанавливаются возможные связи, развитие концептуальной структуры достигает предела.
Таким образом, генезис концептуальных структур – это генезис корневых метафор. Не все метафоры разворачиваются в концептуальные структуры (например, художественные метафоры), но каждая концептуальная структура обязательно строится на основе той или иной корневой метафоры. Это верно как в отношении концептуальных структур в индивидуальном мышлении, так и в коллективном.
Когда набор корневых метафор расшифрован полностью, концептуальная структура может активно развиваться, только усваивая другие, посторонние метафоры, тем самым все дальше отходя от своих корневых. Это проявляется как нарушение целостности и единства организующих принципов концептуальной структуры, в ней появляются чужеродные включения. Если этот процесс продолжается, наступает момент, когда концептуальная структура распадается на части, её целостность теряется. Она прекращает существование, распадаясь на осколки.
В качестве примера можно привести концептуальную структуру современной науки. По сути, её развитие началось с того, что древние греки нашли метафору, сравнивающую субстанцию, из которой создан материальный мир, с более или менее разреженным скоплением частиц-корпускул. Эта метафора стала смысловым корнем естествознания и обеспечивала развитие его концептуальной структуры много веков. Сначала - через философские аналогии, а затем - через научные корпускулярные теории вещества. Но вот, на рубеже 19-го века в естествознание была привнесена новая метафора - субстанции как волны. В начале 20-го века, с развитием квантовой механики, волной стали уже считаться не только зыбкие электромагнитные излучения, но и элементарные частицы - что было невероятно представить еще за полвека до этого. На наших глазах концептуальная структура естественно-научного знания, в корне которой - корпускулярное представление о мире, размывается волновыми аналогиями, которые несовместимы с корневой корпускулярной метафорой. Трудно сказать, сколько простоит ещё древо научных знаний, в корнях которого древняя метафора мельчайших неделимых частиц. Может быть, ещё не одно столетие, а может, всего несколько десятков лет. Но наука неуклонно всё дальше уходит от своих корней, и рано или поздно её смысловая основа, метафора корпускулы, не выдержит и рухнет. А вместе с нею и вся классическая наука. Это не значит, что люди потеряют все накопленные наукой сведения о мире, но они изменят свой смысл, будут истолкованы в рамках другой метафоры, будут включены в новую концептуальную структуру.
Томас Кун, который описывал историю науки как историю смены различных парадигм, подчеркивал, что в основе каждой парадигмы лежит та или иная метафора. Метафора является как бы душой, характером научной парадигмы, и неявно формирует не только научные концепции, но и сами методы науки. Так, корпускулярная метафора прежде всего предлагает нам изучать мир, разбирая его на составные части - и анализ является главным интеллектуальным инструментом науки уже на протяжении сотен лет. Вероятно, когда корневая метафора науки изменится, анализ, разбор вещей на части как способ их понять, перестанет быть главным её инструментом.
Но наука и научные концептуальные структуры - только одна из многих систем знаний, которыми коллективно и индивидуально пользуются люди. Важной разновидностью концептуальных структур являются социальные концепции, которые определяют отношение общества к реальности, к самому себе, к жизни в целом. В истоках наиболее глубоких социальных концепций, влияющих на целые поколения людей, обычно лежат семейства родственных корневых метафор (часто озвучиваемых философами), которые затем разворачиваются в аналогии, проявляющиеся как новые направления искусства, новые традиции, социальные и культурные нормы и т.д.
Так, мощной социальной концепцией, которая зародилась в первые десятилетия 20-го века, и сохраняла своё влияние на западное общество вплоть до 70-х годов был экзистенциализм (если мы условно свяжем социальную концепцию с соответствующей ей философией). Один из основоположников философии экзистенциализма, Поль Сартр, объясняя её суть, обратился к метафоре ремесленника, изготовляющего нож: ремесленник заранее знает, что он хочет получить, так что Идея предшествует воплощению. Но, говорит Сартр, совершенно иначе с человеком. Он рождается, и потом ему приходится искать свою сущность, Идею. Экзистенциализм предложил человеку самому заняться конструированием своей сущности, найти её в потоке непосредственных переживаний.
Из этого посыла развились характерные черты середины 20-го века: рок-музыка, левые движения, хиппи, наркотическая психоделия. Все эти социальные процессы – результат развертывания корневых метафор экзистенциализма, их проникновения в западную культуру. Когда они были исчерпаны, экзистенциализм остался в прошлом, а его концептуальные структуры стали питательным веществом для других социальных концепций. Например, рок-музыка, изначально служившая средством общения вдохновенных народных пророков экзистенциализма с последователями была поглощена шоу-бизнесом.
Подведём итог. Наблюдая жизненный цикл корневых метафор, мы можем судить о состоянии и будущем концептуальных структур, каковыми являются не только системы знаний, научные и социальные концепции, но и такие конвенциональные институты как государство. Государство как форма организации социальных отношений является социальной концепцией, разделяемой его гражданами. Если государство исчерпывает набор своих корневых метафор, оно, как и каждая концептуальная структура, оказывается перед лицом опасности потереть свою целостность.
Ещё одним важным примером конвенционального института является семья. По всем признакам, сегодня концептуальная структура традиционного семейного уклада находится в тяжелом положении, особенно в развитых странах. Корневые метафоры, обеспечивавшие её устойчивостью на протяжении веков, превращаются в лишенные смысла штампы – как, например, метафора "муж - охотник и добытчик, жена - хранительница очага". Вместе с этим слабеет и весь институт семьи. Его могли бы поддержать альтернативные корневые метафоры, например, "муж - царь, жена – царица, дети – любимый царём и царицей народ" и аналогичные традиционные метафоры, но они несовместимы с развитыми демократическими и атеистическими обществами.
Роман Уфимцев
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER