КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Часть 6. Метафизика метафоры
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Часть 6. Метафизика метафоры
 
Метафора ставит рядом две вещи перед нашим сознанием и предлагает считать: это две вещи, которые, по сути, одинаковы, хоть и выглядят по разному. Метафора загадывает нам загадку, и нам нравится их разгадывать. И что особенно важно: мы их умеем разгадывать.
Наверное, лучше всего процесс расшифровки метафоры продемонстрировать на примере.
Пусть, мы раздумываем над проблемами развития транспортной инфраструктуры своего города и метафора поставила для нас рядом две вещи (слева - Калининград, справа – галактика М33):
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Прежде всего, метафора эстетична – и это важный признак продуктивной метафоры.  Хорошая метафора заставляет находить в изучаемой вещи незаметную ранее эстетику, помогает полюбить её . Вот что об этом сказал Гёте, мастер метафоры и целостного восприятия:
Научиться можно только тому, что любишь, и чем глубже и полнее должно быть знание, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь.
Город – галактика, а отдельные дома - мирриады звёзд, из которых она состоит. Рядом с галактикой – туманности поменьше, это города-спутники...
Но что мы знаем о галактиках? Какими структурными представлениями мы объясняем их формирование? Вот где оказывается полезным развитый когнитивный словарь и широкий кругозор (впрочем, эту информацию несложно найти)...
Форму галактикам придает вращательное движение и сила притяжения. Движение звезд вокруг центра галактики и возникающие в результате центробежные силы не позволяют звёздам свалиться в кучу, а сила притяжения удерживает их вместе, не даёт разлететься и заставляет образовывать плотные скопления.
Далее, мы можем вспомнить из школьного курса, что сила притяжения действует тем сильнее, чем массивнее притягивающиеся тела. Большое тело притягивает сильнее, чем маленькое. Это значит, что большее скопление звёзд будет притягивать к себе другие звезды сильнее, чем маленькое скопление. Если у какой-то звезды стоит выбор, то она "выберет" более крупное звездное скопление и будет притянуто им. Это приводит к тому, что крупные скопления будут расти быстрее, чем маленькие.
Происходит ли нечто подобное при формировании городов?
Вот он, вопрос-загадка, и поиск ответа на него интеллектуально захватывает - мы заранее знаем, что на него есть положительный ответ - так действует убедительная сила метафоры.
Конечно, при развитии городов действует некая сила притяжения, очень похожая на ту, что притягивает друг к другу звёзды: крупное скопление зданий и людей притягивает других людей и заставляет их строить здания поблизости. И чем больше скопление, тем сильнее эта сила притяжения.
Простая метафора, но она немедленно нас привела к пониманию важного формообразующего фактора развития городов: чем сильнее застроен район, тем сильнее он притягивает новую застройку. Это фактор, который привёл к возникновению нынешних мегаполисов – огромных городских супергалактик. Но он же действует и на мельчайшем уровне отдельных групп зданий. С ним и связано некоторое сходство формы города и галактики.
Чем больше объект, тем быстрее он растёт. Если бы мы начали формально развивать этот принцип, мы бы прямо пришли к очень интересной и современной теории масштабно-инвариантных сетей. Так именуются структуры, которые развиваются по следующему принципу: чем большим количеством структурных связей обладает данный элемент с другими элементами, тем выше вероятность, что следующий новый элемент сети присоединится именно к нему, "богатый становится богаче".
У таких сетей много интересных свойств, но для нас важен следующий признак: характерный вид этих сетей, когда они достигают большого размера, очевидно напоминает и вид города и вид галактики:
Это ещё одно косвенное подтверждение, что форма городской застройки действительно определяется принципом "богатый становится богаче" - мы двигаемся в верном направлении!
Далее, в теории масштабно-инвариантных сетей известно, что внешний вид этих сетей представляет собой фрактал, самоподобную структуру - и это отражено в самом наименовании таких сетей. И вот наше новое небольшое открытие - город как пространственная структура это фрактал.
Пришли ли мы к какому-то полезному выводу? Безусловно. Более того, сегодня наиболее современным и активно изучаемым способом анализа городских и государственных транспортных систем как раз и является их анализ как масштабно-инвариантных сетей, фракталов. Так простая метафора нас вывела на самую передовую современной градостроительной мысли.
Но допустим, перед нами стоит задача выбрать наиболее актуальные направления строительства или улучшения системы дорог в Калининграде – как нам может помочь эта метафора и наши выводы о фрактальности города?
Прежде всего, мы теперь можем принять во внимание одну из характерных ошибок проектировщиков городских транспортных систем: сталкиваясь с перегрузкой каких-то магистралей, они решают, что в первую очередь расширять требуется именно их. Вероятно, первый раз эта ошибка была совершена лондонскими градостроителями ещё в 19-м веке. Тогда узкие лондонские улицы были переполнены конными экипажами, и чтобы справиться с перегрузкой, было решено расширить улицы. Но богатый становится ещё богаче. Конечно, не прошло и трёх лет, как расширенные улицы оказались вновь забитыми экипажами, только теперь пробки были гораздо больше. Свободные дороги привлекли новые транспортные потоки, концентрация людей и зданий увеличилась – и пробки вернулись, и стали ещё хуже.
Сегодня точно такую же ошибку намерены совершить градостроители Москвы. Этот мегаполис задыхается в пробках, особенно на крупных радиальных магистралях. Принято решение расширять магистрали, строить их подземные и наземные дубли. Огромные государственные средства будут вложены в систему туннелей, дублирующих подземных трасс - это будет стройка века. Но... богатый становится богаче.
Правильное решение состоит в том, чтобы новыми автотрассами создать новые фокусные точки развития города, оттягивая потоки людей от переполненных трасс и, что ещё важнее, оттягивая их внимание на другие пространства. Не расширять или дублировать их, а проводить новые оси, вокруг которых может происходить развитие города. Наша простая метафора продолжает нас вести вперёд - и вот мы уже пришли к необычным, парадоксальным, но весьма ценным выводам.
 Если мы заботимся о долгосрочном развитии города, а не во временном решении перегруженности транспортных магистралей, следует не расширять старые дороги, а непременно строить новые.  Но где именно? Где они потребуются?
Может ли наша метафора нам подсказать, где сейчас находятся точки роста Калининграда? Какие автотрассы станут переполненными в ближайшее время - не считая узких улиц центра Калининграда, которые в будние дни частенько стоят в пробках?
Посмотрим на галактику. Можем ли мы сказать, глядя на это сверкающее скопление звёзд, где происходит его активное развитие, где его точки роста? Где ярчайшими огнями вспыхивают новые звезды, может быть?.. Ах, постойте!..
Взглянем снова на Калининград. Разве мы на нём не видим эти "вспышки сверхновых" - места новой застройки, которые ещё не успели зарасти тёмной зеленью? Обработаем фотографию и мы их увидим ясно:
Неожиданно мы обнаруживаем, что большая часть новой застройки лежит в достаточно определенной области, простирающейся на восток от центра Калининграда (жёлтый пунктир), то есть вектор развития города направлен центробежно на восток, особенно вдоль трех существующих радиальных автотрасс (зеленые направления):
Мост через Преголь – потенцальное бутылочное горло дорожной сети Калининграда
Но сама область роста внутри имеет лишь одну двухполосную дорогу - сегмент окружной трассы (голубая линия). Естественно, что эта дорога перегружена сейчас – днём, а тем более в часы пик на ней случаются частые беспричинные пробки – но вскоре будет перегружена ещё больше. Проблема усугубляется тем, что дорога разорвана мостом через реку Преголь (красный кружок) - старым немецким мостом, который при немцах имел четыре полосы, но теперь функционирует только две. Это потенциально бутылочное горло всей зоны активного роста Калининграда - и судя по тому, что по этому мосту не часто удаётся проехать свободно, оно уже таковым является.
Итак, наша метафора нам помогла найти проблемные места, которые уже в ближайшем будущем будут существенно влиять на динамику развития города. Но что следует делать? Какие вложения в транспортную систему могли бы обеспечить хороший потенциал развития промышленности, торговли и жилищного строительства Калининграда, при этом не усугубляя проблему перегруженности дорог?
Прежде всего –  не расширять имеющуюся окружную дорогу, это только усугубит проблемы . Расширенная дорога немедленно начнет привлекать новые потоки транспорта, новую застройку, и в конечном итоге через 2-3 года мы получим ещё худшую проблему.
Необходимо учесть общий вектор развития и действовать на опережение, например, так (розовые линии):
Вот так, исходя из простой метафоры мы получили достаточно обоснованные идеи по развитию дорожной системы Калининграда. Конечно, мы не считаем, что эти выводы – окончательные или единственно верные, но как минимум, они вполне могут служить началом более детального исследования. Они задают основу концептуальной структуры, которую далее можно развивать.
Мы воспользовались всего лишь двумя структурными аналогиями, к которым приводит метафора между городом и галактикой: силой тяжести и идеей выделения точек роста по яркости. Но потенциально она может нас привести и ко многим другим полезным аналогиям. Например, кроме силы притяжения, форма галактик формируется и центробежными силами вращающихся звезд - что бы это значило в случае города? Или мы могли бы попытаться развить понятие силы притяжения районов застройки, разобраться детальнее в его причинах, научиться исчислять его, ввести понятие давления одного района на другой, когда они соприкасаются, начать учитывать жизненный цикл районов (звезды его имеют), находить "центр масс" города - всё это потенциально плодотворные аналогии, каждая из которых может привести к новым открытиям. Но в начале всего творческого процесса – метафора.
Роман Уфимцев
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER