КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 5. Практика метафоры
Развитие когнитивного словаря
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
5.6 Развитие когнитивного словаря
Темы:
У неё словарный запас бедный, как... как не знаю что!
Из рассказа про Эллочку-людоедку
Когнитивный словарь человека – это его уникальный репертуар гештальтов, которые доступны для его восприятия. Чем он обширнее, тем больше шансов, что глядя на вещь, он распознает в ней знакомый гештальт, а это необходимое условие для рождения продуктивной метафоры.
Гештальт – это настройка внимания. Чем больше когнитивный словарь, тем больше настроек открыто вниманию человека, тем больше умений у его внимания. Внимание можно сравнить с танцором. Тело умелого танцора гибко, сильно, и владеет множеством поз и движений - от самых простых до сложных, доступных только мастерам танца. Но чтобы достичь мастерства в танце, требуются долгие годы тренировок. Нечто подобное происходит и с нашим вниманием.
Когнитивный словарь человека складывается из гештальтов, приходящих из нескольких источников:
Врожденные гештальты - каждый человек рождается с некоторым набором унаследованных гештальтов. Иными словами, его восприятие и внимание изначально оказывается способным распознавать в мире некоторые целостные конфигурации. Например, врождённым является гештальт человеческого лица - проводившиеся исследования, кажется, показывают, что новорожденные с первых дней способны выделять лица людей и фокусировать на них взгляд. Говоря о зрительном восприятии, к врождённым, скорее всего, относятся гештальты простых геометрических форм, некоторых цветов (красный, белый, чёрный), простого поступательного и вращательного движения. Кроме того, по всей видимости, врождёнными являются некоторые тонкие гештальты, которые соответствуют архетипам коллективного бессознательного, о которых говорил Юнг. Нет также сомнений в том, что некоторый набор тонких гештальтов человек получает по наследству от своих предков. Большая часть наследования, конечно, происходит в процессе воспитания ребенка, но судя по всему, тонкие гештальты могут передаваться от родителей и прямо, возможно, генетически. Это, конечно, противоречит представлениям современной генетики: речь идёт о том, что гештальт, настройка внимания, освоенная родителем, может стать врождённой для его ребенка, даже без прямого воспитания. Возможно также, что  характер человека, который проявляется в первые же дни его жизни, во многом определяется набором врождённых гештальтов, потому что именно они формируют восприятие новорождённого, задавая линии развития его сознания. 
Базовые приобретённые гештальты - результат воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка. Естественно, что каждая культура, даже каждая географическая местность обогащает человека собственным уникальным набором гештальтов. В совокупности они образуют "когнитивную матрицу" общества, которая более или менее полно накладывается на каждого его члена.
Индивидуально приобретённые гештальты – результат личного жизненного опыта, поэтому эта часть когнитивного словаря может существенно различаться у разных людей. Обычно индивидуальное расширение когнитивного словаря происходит в направлении социальных гештальтов (настроек внимания, связанных с семейными и социальными отношениями) и профессиональных гештальтов (характерных настроек внимания в определённой профессиональной области).
Итак, какими же мерами можно добиваться расширения когнитивного словаря?
Во-первых, мы можем добиваться лучшего развития когнитивного словаря во время воспитания и обучения ребенка. Для этого следует компенсировать перекос в сторону структурных методов обучения, которым страдает современная система образования. Необходимо целенаправленно и систематично вводить в схему обучения дисциплины, способствующие развитию целостного, гештальтного взгляда на мир. Таковыми являются занятия искусствами, физическая культура и физический труд.
Любопытно, что полноценное образование издавна включало в себя три основных области: наука, искусство и гимнастика (физический труд). Но в современной системе образования львиная доля времени ученика уходит на освоение того, что можно обозначить как "наука", а по сути, является структурным мировосприятием. Даже в таких школьных дисциплинах как литература и история, которые могли бы способствовать развитию у школьников целостного, эстетического восприятия, акцент сделан на анализ, то есть изучение структур литературных произведений и исторических событий. Разумеется, преподавание рисования и музыки в начальных классах также не способно компенсировать когнитивную нищету, которая развивается у современных детей.
Если проблемы воспитания физической культуры у детей сегодня получили широкое освещение, и на государственном уровне, кажется, предпринимаются какие-то шаги для их решения, то ещё один необходимый компонент образования совершенно упущен из внимания. Его обозначить как искусства и ремёсла.  Систематическое обучение искусствам и ремёслам имеет огромную значимость для будущего каждого ребёнка и всей нашей страны . Занятия искусствами и ремёслами, во-первых, являются лучшим и проверенным веками способом развития целостной, гештальтной модальности мышления, что является непременным условием способности к творческому решению задач и эффективному накоплению жизненного опыта. Во-вторых, эти занятия учат детей не анализировать мир, не разбирать и ломать его на части, а творить его, синтезировать новое.  Если мы хотим, чтобы следующие поколения были поколениями творцов и созидателей, а не разрушителей и потребителей, необходимо, чтобы занятия искусствами и ремёслами занимали не менее трети учебного времени.  Для этого нынешние учебные программы должны быть радикально пересмотрены. В частности, в пользу искусств и ремёсел следует сокращать программы математики, физики, химии (учить школьников в обязательном порядке "Промышленным синтезам на основе формальдегида и ацетальдегида" – ужасная нелепица). Сокращение требуется даже урокам русского языка, которые занимают весьма значительную часть учебного времени. Это время тратится крайне неэффективно: не на освоение собственно родного языка, правильного письма и речи, а на заучивание структурных конвенций, которые не имеют прямого отношения к грамотности.
Ещё одна дисциплина должна быть систематично введена в школьный курс -  краеведение/экология. Её задача - помогать осваивать школьникам гештальты, связанные с их непосредственным культурно-историческим, технологическим, географическим и природным контекстом, с их общей "средой обитания" . В младших классах - как местное природоведение и история родного края, в старших - как практическое освоение проблем экологии, технологии, социальной среды своей местности. Сегодня молодежь, погруженная в глобализированную медиа-реальность, не любит и не знает своего непосредственного контекста. Это лишает людей очень важного типа гештальтов - геогештальтов, которые во многом ответственны за духовное развитие личности.
В целом,  во всех школьных дисциплинах следует стремиться к феноменологичности , к возможности школьника наблюдать и взаимодействовать с изучаемыми вещами и явлениями непосредственно. Занятия по химии и физике вне лаборатории не имеют почти никакого смысла. Занятия по биологии на основе заучивания схем из учебника - пустая трата времени и засорение памяти школьников. Занятия по литературе должны быть заполнены не разбором произведений, а литературным творчеством, в котором великие писатели и поэты служат образцами для подражания, а не препарируемыми лягушками. Занятия по русскому языку должны включать в себя, кроме обучения грамотности, риторику, обучение практическим навыкам письма и речи в различных обстоятельствах, а не ограничиваться структурно-лингвистическими штудиями, как сегодня, когда малых детей учат разбирать предложения на абстрактные структурные элементы.
Учиться не из книг, а из живого общения с природой и людьми.
Гёте
Если мы ставим задачу развить личный когнитивный словарь, то прежде всего нужно подумать о том, чтобы сделать для себя то же самое, что следует делать при воспитании и обучении детей:
Заняться каким-нибудь видом искусства - музыкой, рисованием, литературой, можно даже ландшафтным дизайном. Это сделает востребованным целостную модальность вашего мышления и создаст условия для лучшего усвоения тонких гештальтов.
Освоить какое-нибудь ремесло или рукоделие. Это чрезвычайно важный способ активизации целостного восприятия.
Задаться целью "вжиться" в свой культурный и географический контекст - знать историю своего города, своей улицы, знать географические и природные особенности своей местности, выдающихся людей. Необходимость становиться краеведом кажется сегодня странной, но это открывает сознание для усвоения геогештальтов. Это особый, незаменимый тип гештальтов. Они незаменимы для нас как некоторые аминокислоты для организма. Аналогично, следует использовать любую возможность узнать места, где вы бываете, ощущать в каждом месте его уникальность. Чрезвычайно важно при этом чаще совершать пешие или хотя бы велосипедные прогулки, потому что перемещение автотранспортом искажает восприятие пространства.
Следует стремиться сделать своё мышление и восприятие более феноменологическим. Это означает предпочтение непосредственному восприятию вещей и событий. Следует избавлять себя от лишних звеньев и помех, когда у нас есть возможность видеть реальность непосредственно. Например, одно из таких препятствий - фотоаппарат (ещё хуже - видеокамера). Если вы не фотограф, не берите его с собой на прогулку по старой Праге! – все фотографии уже есть в Интернете, а вы, всё время думая о хорошем кадре, совершенно упустите уникальные целостные впечатления от этого места. Второй предмет, часто играющий подобную роль – мобильный телефон. Не буду углубляться в эту тему, но достаточно "забыть" мобильный телефон дома, чтобы выше мышление и восприятие немедленно стало более способным к гештальт-модальности.
Дополнительно, развитию когнитивного словаря могут помочь два простых упражнения для восприятия. Чем чаще их выполнять, тем больше будет их польза и тем заметнее результаты:
Глядя на любую знакомую вещь или ситуацию, скажите себе: "Хм, сегодня как-то всё необычно, что-то новенькое..." И пусть вокруг обычная обстановка, обычные вещи и люди, занимающиеся обычными вещами, но попробуйте убедить себя и, ощутить нечто необычное и новенькое. И тут вам даже не придётся себя обманывать - каждый миг уникален, это нужно лишь уметь заметить. Со временем вы сможете таким образом - через "искусственное" удивление необычности и новизне - быстро переключаться в гештальт-модальность, в которой появляется шанс освоить новую настройку внимания, новый гештальт. Помните, кто-то сказал, что гениальность - это умение удивляться? Именно про это умение и идёт речь. Ищите в мире не то, что вам уже знакомо и привычно, а наоборот, фокусируйте внимание на незнакомом и новом.
Глядя на вещи и ситуации постарайтесь вживаться в них, например, при общении мысленно вставая на место собеседника или, будучи на природе, представляя себя деревом. Это называется эмпатия и очень многие великие и творческие мыслители считали это важнейшим средством интуитивного и целостного познания мира. Вот, к примеру, что говорил Анри Бергсон, выдающийся философ-интуитивист: "Интуицией называется род интеллектуальной симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого.". Разумеется, под "единственным" и "невыразимым" он имел в виду гештальт вещей.
Мы уже говорили о том, что каждый новый усвоенный нами тонкий гештальт упрощает дальнейшее усвоение новых тонких гештальтов. Даже начиная с малого, с простых занятий и упражнений со своим мышлением и воспрятием, каждый человек может значительно расширить свой когнитивный словарь и не только сделать метафору своей верной "музой", но и буквально расширить границы своего мира.
Роман Уфимцев
1
Гештальт и интернет.
Роман, спасибо Вам огромное за Ваш труд!
Вопрос - может ли способствовать развитию когнитивного словаря интернет, ТВ? Если да - в чем отличие от практики в реальном мире?
Спасибо.
Сергей dzario@yandex.ru (27.09.2011 11:32)
2
Чем дальше от живого опыта, тем хуже
Разрешите ответить примером из своей жизни.
Не будучи москвичем, я впервые побывал в московском Кремле уже во взрослые годы. Конечно, я много знал о нём, читал, видел фильмы и картины, но ни одна из них, как оказалось, не передала "дух места" Кремля. Этот дух оказался чем-то для меня новым, отличающимся от того, что я знал раньше. И мне кажется, это впечатление помогло мне понять что-то глубокое и важное вообще о нашей стране. Не на уровне слов, а где-то глубже.
И это стало возможным только тогда, когда я побывал там сам, смог лично ощутить эту особую атмосферу.
ТВ и интеренет - это лишь носители информации. Иногда эти носители несут нечто такое, что позволяет осознать новый, доселе незнакомый гештальт и расширить когнитивный словарь. Например, увидев однажды по ТВ хороший фильм, это может случиться (ах, если бы еще не рекламные паузы - они почти не оставляют шансов...). Или почитав в интернете хорошего, талантливого автора, этот тоже может случиться. Но всё же, это исключения. А правило - расширять свой словарь гештальтов нужно на живом опыте общения с миром - как это делают дети. Вот уж кто мастера расширения когнитивного словаря!
Роман Уфимцев (27.09.2011 13:02)
3
Роман, спасибо Вам за размещенные материалы.
Не подскажите , кто занят фрактальным прогнозированием устойчивости производственного процесса.
У нас , кое что применяется из анализа трендов ( ну например, тренд производства пара для выпуска продукции и другие приложения, например трендовая линия отклонений веса , влажности продукта) .
Мне кажется, что если бы такой анализатор по размерности Хаусдорфа- Безиковича был поставлен по тренду выпуска электроэнергии Саяношушенской ГЭС, то не было бы трилионных убытков для экономики России. Меня очень напрягают материалы для желающих повторить подвиги Сороса ( ободрать банковский сектор, играющий на фондовом рынке). Считаю , что эта тема( банковского сектора) мешает интересам страны.
Василий novikov-san@ya.ru (25.04.2012 6:57)
4
Отстой
Ни Гаусс, ни Вертгеймер не могли создать подобие этой теории. Им даже и в мыслях не приходило, что системой может управлять единица. Ваша "гештальт"- и тд, и тп. не что иное, как выход вашей энергии в безинерционном пространстве.
Да, и смените робота.
Юстас (27.09.2013 19:14)
5
А вы не пробовали, с таким то мышлением, проверить православие) рассказывать не буду , но у меня получилось, причем самому ( при собственном познании ) если считаете это невозможным или видите в этом подсистему попробуйте мне объяснить ;)
Давид Safonov.david@yandex.ru (5.01.2016 2:06)
6
Вы не поверите, но я даже не читая текст просто чувствую что вы имеете ввиду, но только потому что сам осознал это и прочувствовал. Дело в том что у меня не очень хорошо с вербальной ассоциацией. Для меня почему то слова всегда видятся метафорой из за осознания человеческой психологии
David Safonov.david@yandex.ru (5.01.2016 2:28)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER