КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 5. Практика метафоры
Инсайт
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
5.3 Инсайт
Темы:
Расширив своё внимание до предела и остановив структурное мышление, следует "отпустить" своё внимание, позволив ему претерпевать свои собственные, произвольные флуктуации. Этот момент не просто описать, но легко узнать. Внимание становится похоже на собаку, которую вдруг спустили с поводка: она начинает бегать, резвиться, радуясь свободе. Она бегает туда и сюда, иногда останавливаясь, чтобы обнюхать интересное место, снова срывается с места... Всё, что требуется в этот момент – окликать её, чтобы она не убежала слишком далеко и не позволять своему структурному поводку вмешиваться в дело.
Или так: вы запустили несколько машинок на батарейках и теперь наблюдаете, как они, жужжа, носятся по полу, натыкаются на ножки стульев, отскакивают от дивана, сталкиваются между собой и вновь разъезжаются. Вы не вмешиваетесь, а только наблюдаете за ними. Лишь тогда, когда одна из них устремляется через дверь из комнаты, вы подхватываете её и направляете обратно.
Вот что происходит, если изображать дело нашими диаграммами "концентрации внимания":
Внимание, будучи расширенным на всё доступное поле восприятия, не испытывая управления со стороны структурного мышления, начинает менять степень своего сосредоточения, меняет его местоположение - мы словно наблюдаем детей, которые возятся под большим одеялом:
Вместе с этими флуктуациями внимания происходят и самопроизвольные переключения гештальта как настройки внимания. Однако, в отличие от обычного состояния мышления, когда трансформации внимания проходят с паузами, вызванными необходимостью представить новое восприятие сознанию и дождаться его структурной (внутренней словесной) реакции, трансформации внимания происходят непрерывно, текуче, быстро, словно на кинопленке, пущенной так быстро, что мы не успеваем заметить каждый конкретный кадр.
Этот процесс происходит где-то на границе сознания, поскольку он проходит без ясных фиксированных фокусов внимания, с которыми только и может иметь дело обычное сознание. И наша задача - удерживать это состояние до тех пор, пока это мерцание не остановится и в нашем сознании вдруг не всплывёт метафорический образ, результат метафорического сдвига внимания. Это происходит тогда, когда текуче трансформирующееся внимание вдруг обнаруживает  самый удобный, гармоничный, лаконичный гештальт .
(Собака делает стойку и гавкает, призывая хозяина, машинки все съезжаются в одно место и останавливаются)
Переключение гештальта – именно это считали ключевым звеном продуктивного мышления гештальт-теоретики. Макс Вертгеймер написал книгу, посвященную этой теме, которая так и называлась, "Продуктивное мышление". Это лучшее научное исследование творческого мышления. Вертгеймер писал о том, что при продуктивном решении задачи начальное структурное видение ситуации S1 в конечном итоге сменяется новым структурным видением S2, при котором гештальт ситуации оказывается самым лаконичным, экономичным в смысле закона лаконичности гештальт-теории. Таким образом, наше внимание, оказываясь на свободе, ищет самую удобную, лаконичную эстетичную настройку (эстетичность - ценный признак хорошего гештальта, поэтому хорошие решения часто отличаются эстетической красотой). Оно продолжает трансформироваться, пока не отыщет её - словно кошка, устраивающаяся поудобнее на диване.
Отыскав её, внимание фиксируется на найденном гештальте, и происходит метафорический сдвиг, при котором, напомню, гештальт фиксирован, а локализация внимания изменяется. Внимание перескакивает с концептуального пространства задачи в какое-то другое, в котором имеется тот же гештальт - так возникает продуктивная метафора, обеспечивающая нас новым структурным видением ситуации.
Изобразим весь процесс продуктивного мышления поэтапно:
  1. Начальное структурное представление задачи S1.
  2. Переключение в гештальт-модальность восприятия. Внимание "отпускается" и при минимальном участии сознания начинает перебирать возможные для данной структуры гештальты. Перебор происходит не среди произвольных гештальтов. Любая структура, в зависимости от того, какие её элементы приняты во внимание, поддерживает некоторый набор гештальтов, а не все возможные. Среди них внимание и производит поиск самого лаконичного, эстетичного.
  3. Внимание выделяет самый лаконичный гештальт, фокусируется на нём, и совершает метафорический скачок в другое концептуальное пространство, содержащее тот же гештальт.  Это рождение метафоры, центральный момент процесса творческого мышления .
  4. Возвращение к стурктурному восприятию, превращение метафоры в аналогию, сопоставление двух концептуальных структур.
  5. На основе аналогии исходная структура модифицируется. Новое структурное представление S2 содержит решение задачи.
Вертгеймер приводит следующий пример продуктивного решения задачи:
...Я расскажу историю о маленьком Гауссе, будущем знаменитом математике. Она заключается в следующем: шестилетним мальчиком он учился в средней школе небольшого городка. Учитель предложил контрольное задание по арифметике и объявил классу: «Кто из вас первым найдет сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10?»
Очень скоро, в то время как остальные все еще были заняты вычислениями, юный Гаусс поднял руку. «Liggetse», — сказал он, что означало: «Вот!»
«Каким образом, черт побери, тебе это так быстро удалось?» — воскликнул пораженный учитель. Юный Гаусс ответил — конечно, мы не знаем точно, что он ответил, но на основании экспериментального опыта я считаю, что он ответил приблизительно так: «Если бы я искал сумму, складывая 1 и 2, затем прибавляя к сумме 3, затем к новому результату — 4 и т. д., то это заняло бы очень много времени; и, пытаясь сделать это быстро, я, пожалуй, наделал бы ошибок. Но посмотрите, 1 и 10 в сумме дают 11, 2 и 9 снова в сумме составляют 11. И так далее! Существует 5 таких пар; 5, умноженное на 11, даст 55»
Далее в книге приводится изменение структурного взгляда на задачу, которое привело юного Гаусса к продуктивному решению:
Вертгеймер совершенно верно указывает на то, что при продуктивном решении происходит изменение структурного представления задачи. Однако, мы теперь можем уточнить, как именно это происходит. Это случается благодаря метафорическому сдвигу внимания, который лежит в самом центре творческого процесса. Так, в примере с Гауссом ключевым звеном его решения могла стать метафора, сопоставляющая линейный ряд чисел с гибкой лентой или верёвкой. Как только эта метафора возникла, стало возможно применить к числовому ряду операции, которые мы умеем проводить по отношению к верёвкам - например, смотать, связать в кольцо, сложить пополам:
Числовой ряд, будучи обогащен структурными возможностями, которыми наделила его метафора с верёвкой, позволила Гауссу мгновенно найти решение задачи. Основой метафоры стал общий гештальт "длинности", протяженности. Метафора возникла в тот момент, когда внимание зафиксировалось на этом гештальте, общем и для числового ряда и для верёвки.
Подведём итог. Метафора лежит в самом сердце творческого и продуктивного мышления. Но её рождение не является результатом нашего сознательного "конструирования", скорее она возникает в результате свободной игры сил внимания, когда они не испытывают давления со стороны структурного мышления.
Роман Уфимцев
1
Гештальт и интернет.
Роман, спасибо Вам огромное за Ваш труд!
Вопрос - может ли способствовать развитию когнитивного словаря интернет, ТВ? Если да - в чем отличие от практики в реальном мире?
Спасибо.
Сергей dzario@yandex.ru (27.09.2011 11:32)
2
Чем дальше от живого опыта, тем хуже
Разрешите ответить примером из своей жизни.
Не будучи москвичем, я впервые побывал в московском Кремле уже во взрослые годы. Конечно, я много знал о нём, читал, видел фильмы и картины, но ни одна из них, как оказалось, не передала "дух места" Кремля. Этот дух оказался чем-то для меня новым, отличающимся от того, что я знал раньше. И мне кажется, это впечатление помогло мне понять что-то глубокое и важное вообще о нашей стране. Не на уровне слов, а где-то глубже.
И это стало возможным только тогда, когда я побывал там сам, смог лично ощутить эту особую атмосферу.
ТВ и интеренет - это лишь носители информации. Иногда эти носители несут нечто такое, что позволяет осознать новый, доселе незнакомый гештальт и расширить когнитивный словарь. Например, увидев однажды по ТВ хороший фильм, это может случиться (ах, если бы еще не рекламные паузы - они почти не оставляют шансов...). Или почитав в интернете хорошего, талантливого автора, этот тоже может случиться. Но всё же, это исключения. А правило - расширять свой словарь гештальтов нужно на живом опыте общения с миром - как это делают дети. Вот уж кто мастера расширения когнитивного словаря!
Роман Уфимцев (27.09.2011 13:02)
3
Роман, спасибо Вам за размещенные материалы.
Не подскажите , кто занят фрактальным прогнозированием устойчивости производственного процесса.
У нас , кое что применяется из анализа трендов ( ну например, тренд производства пара для выпуска продукции и другие приложения, например трендовая линия отклонений веса , влажности продукта) .
Мне кажется, что если бы такой анализатор по размерности Хаусдорфа- Безиковича был поставлен по тренду выпуска электроэнергии Саяношушенской ГЭС, то не было бы трилионных убытков для экономики России. Меня очень напрягают материалы для желающих повторить подвиги Сороса ( ободрать банковский сектор, играющий на фондовом рынке). Считаю , что эта тема( банковского сектора) мешает интересам страны.
Василий novikov-san@ya.ru (25.04.2012 6:57)
4
Отстой
Ни Гаусс, ни Вертгеймер не могли создать подобие этой теории. Им даже и в мыслях не приходило, что системой может управлять единица. Ваша "гештальт"- и тд, и тп. не что иное, как выход вашей энергии в безинерционном пространстве.
Да, и смените робота.
Юстас (27.09.2013 19:14)
5
А вы не пробовали, с таким то мышлением, проверить православие) рассказывать не буду , но у меня получилось, причем самому ( при собственном познании ) если считаете это невозможным или видите в этом подсистему попробуйте мне объяснить ;)
Давид Safonov.david@yandex.ru (5.01.2016 2:06)
6
Вы не поверите, но я даже не читая текст просто чувствую что вы имеете ввиду, но только потому что сам осознал это и прочувствовал. Дело в том что у меня не очень хорошо с вербальной ассоциацией. Для меня почему то слова всегда видятся метафорой из за осознания человеческой психологии
David Safonov.david@yandex.ru (5.01.2016 2:28)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER