КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 4. Динамика внимания
Интуитивное, образное мышление
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
4.7 Интуитивное, образное мышление
Темы:
Интуиция... есть акт простой.
Анри Бергсон
В общепринятом смысле, интуитивное мышление (восприятие) или просто интуиция - это способность знать что-то без помощи рассудка, то есть, без помощи рационального мышления. Интуиция – это прямое, непосредственное знание вещей. Чтобы объяснить, как возможно прямое знание, мыслители прибегали к нескольким альтернативным объяснениям. Одни, как Платон и Декарт, считали, что интуиция требует большой предварительной подготовки ума и является высшим проявлением интеллекта. С развитием учения о бессознательном стали добавлять, что эта подготовка ума происходит в сфере бессознательного, а потому и не заметна (Юнг). Другие, как Анри Бергсон и многие мистики считали, что интуиция – это проявление способностей восприятия, не имеющих отношения к уму, что это прямой контакт с истинной природой, сутью вещей, которому не требуется длительная интеллектуальная подготовка, но требуется особое состояние сознания.
Проблема интуиции вызывала и продолжает вызывать множество споров, и эти споры только усугубились с началом 20-го века. Однако, мы попробуем показать, что позиции рационалистов вроде Декарта и интуитивистов вроде Бергсона, может быть, не так противоречат друг другу, как может показаться.
Как бы мыслители не объясняли природу интуиции, они согласны в двух вещах: 1) интуитивное знание, в отличие от рассудочного, возникает в сознании мгновенно и сразу, а не поэтапно и постепенно, и 2) интуитивное знание – это целостное, в не аналитическое знание вещей. Кроме того, практически все указывают на тесную связь между интуицией и эстетическими переживаниями, возникающими при восприятии произведений искусства (что понятно, ведь эстетические переживания возникают точно также как интуитивные - неожиданно и целостно).
Утверждаю, что главная особенность интуитивного восприятия заключается в том, что его содержанием являются целостности, гештальты как антиподы структур. В отличие от структурной модальности мышления, которая умеет поэлементно сравнивать вещи, интуитивное восприятие умеет распознавать вещи, и в этом состоит его суть.  Интуиция распознает гештальты вещей и ситуаций , и особенно её роль становится значительной тогда, когда структурное мышление оказывается в трудном положении – когда вещь или ситуация слишком сложна для структурного понимания.
Главное средство интеллекта - логическая, структурная модальность мышления, а интуиции – гештальтная модальность. Однако, никакое мышление не может обходиться только одной модальностью, любая рассудочная деятельность необходимо задействует и структурную и гештальтную модальность. Иными словами, как структура и гештальт, так и интеллект и интуиция являются антиподами, но нельзя противопоставлять "нормальное мышление" и "интуитивные озарения", потому что ни интеллект, ни интуиция по отдельности не способны составить полноценную работу восприятия и мышления. Иными словами, интуиция не противопоставляется уму (способности думать) вообще, а является особой и необходимой его модальностью.
Как проявление необходимой модальности мышления, интуиция не имеет своим источником загадочные бессознательные силы, это не сообщения сознанию, приходящие из "подсознания". Интуиция – это всего лишь распознавание гештальтов, в том числе и в процессе обычного сознательного мышления. Лишь тогда, когда мышление и восприятие перекошено в сторону структурного аспекта реальности, интуиция может показаться мистическим знанием, приходящим неизвестно откуда.
Когда опытный полицейский смотрит на потенциального преступника, он с большой долей вероятности угадывает, имеются ли у того при себе оружие или наркотики. Однако, просьба описать рациональные поводы для задержания подозрительного человека вызывает у такого полицейского большие затруднения - он глядит на человека и интуитивно чует, что у того при себе есть оружие. Это действие интуиции, но полицейскому не требуется погружаться в медитации или видеть сны, чтобы распознать преступника. Его обычное, а не бессознательное восприятие натренировано на распознавание тонких гештальтов, которые не распознаются людьми, не имеющими обширного полицейского опыта. И объяснить, на основе чего он распознает преступника, полицейскому также трудно, как объяснить слепому с рождения человеку, как распознать красное яблоко среди зелёных.
Итак, интуиция – это распознавание гештальта, а не структурное сравнение вещей и событий. Она проста, как прост сам гештальт. Распознавание может случаться бессознательно, где-то на "подводных" уровнях нашего восприятия, а может происходить и в процессе обычной сознательной деятельности ума. В первом случае мы можем распознать и увидеть скрытый порядок в сложном наборе фактов во сне, как Менделеев. Во втором случае мы неожиданно осознаем его своим бодрствующим умом, как Ньютон, которому на голову упало яблоко.
Интуиция становится тем более ценным и безошибочным инструментом, чем обширнее когнитивный словарь человека, поэтому интуиция является особенно важным поводырём для опытного человека, мастера в какой-либо области. Его профессиональная интуиция распознает множество тонких гештальтов и ошибается так редко, что становится главным советчиком, вытесняя с этой роли интеллект и структурное мышление. В этом смысле Платон и Декарт, считавшие, что интуиция требует большой подготовки ума, были правы. Нужна большая работа восприятия и мышления, чтобы усвоить тонкие гештальты, которые потом становятся базой для интуиции. Это работа по расширению когнитивного словаря, без которого интуиция слепа.
Но из-за бедности когнитивного словаря интуиция может быть не только слепой, но и немой. Интуиция распознает гештальт вещей, поэтому  метафора - это голос интуиции , ведь метафора – естественный мост между гештальтной и структурной модальностью мышления. Очень часто именно посредством метафоры в наше сознание прибывает результат интуитивного распознавания. Вспомним химика Кекуле, которому циклическая форма молекулы бензола открылась через метафору змеи, кусающей себя за хвост. Но если когнитивный словарь человека недостаточно богат и разнообразен, интуиции неоткуда будет черпать метафорические образы, которыми она может сообщить сознанию своё открытие, и тогда всё, что ей остаётся - возбуждать смутные глухие ощущения - то самое интуитивное чутьё.
Достаточно, чтобы интуиция была зрячей, чтобы полицейский мог распознавать преступника. Ему достаточно профессионального чутья. Если перед ним нет задачи обучать новичков, если ему не нужно объяснять свои решения, ему не нужны метафоры. Но если требуется не просто использовать накопленный когнитивный словарь, а расширять его в других людях или в самом себе, необходима метафора, нужно образное мышление.
 Образное мышление переводит интуитивные ощущения в образную форму посредством метафоры . Образное мышление даёт интуиции голос. Если человек имеет развитый когнитивный словарь только в одной профессиональной области, он будет обладать в ней интуицией и чутьем. Но чтобы выражать свою интуицию, чтобы доносить тонкие гештальты до других людей, нужен развитый когнитивный словарь сразу в нескольких областях, ведь только при этом условии у метафор и образного мышления появится основание. Опытный полицейский, который в свободное время увлекается собаководством, объясняя новичку тонкие профессиональные гештальты, сможет прибегать к метафорам из жизни собак. И более того, прибегая к метафорическим образам, ему будет легче расширить и свой собственный когнитивный словарь. Подводя итог, образное мышление и метафора являются незаменимым средством донесения интуитивных открытий до нашего сознательного мышления, когда они слишком смутны и неопределённы.
Роман Уфимцев
1
КВАДРАТОГОЛОВЫЙ
ОТЛИЧНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я+Я=МЫ anatol_pro (9.10.2012 0:35)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER