КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 4. Динамика внимания
Два типа перемещений внимания
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
4.2 Два типа перемещений внимания
Темы:
Нужны лишь элементарные наблюдения, чтобы обнаружить две закономерности, которые руководят сменами фокусов внимания и нашим мышлением в целом. Они просты и очевидны, но имеют огромную значимость: это два основных способа движения нашего мышления.
Как одна мысль сменяется другой? Вы можете понаблюдать за собой, а можете послушать речь другого человека или проанализировать текст любого автора - речь, и, в меньшей степени, тексты хорошо отражают ход мысли, смену фокусов внимания своих авторов.
Первая закономерность – сдвиг по смежности. Один фокус внимания сменяется другим, благодаря тому, что объекты восприятия находятся рядом друг с другом, они смежны. Обратив внимание на фиолетовую прическу, естественно затем обратить внимание на лицо её обладателя. Подумав о Винни-Пухе, естественно затем вспомнить и Пятачка. Или, обобщённо, сфокусировав внимание на объекте А, естественно затем сменить фокус на объект В, если А и В смежны, соединены, принадлежат одной структуре:
Вважная разновидность сдвига внимания по смежности – сдвиг внимания с изменением логического уровня. Это выглядит так:
Логические уровни – это структурные уровни строения вещей или категориальные уровни классификаций. Например, цветок как целое относится к высшему логическому уровню строения цветка, а его лепесток - к более низкому логическому, структурному уровню. Сдвиг внимания от лепестка к всему цветку - это сдвиг на более высокий уровень.
Подобные сдвиги часто происходят в процессе абстрактного мышления, которое опирается на различные интеллектуальные классификации. Например, мысль о “дереве вообще” может смениться мыслью о берёзе как о конкретном представителе класса деревьев. Происходит сдвиг внимания с переходом на более низкий категориальный уровень:
Обратим внимание, что сдвиги внимания по смежности или общности структуры (мы относим их к одному типу) требуют, чтобы между объектами существовали явные пространственные или структурные связи, отношения. По сути, внимание сдвигается вдоль этих связей - либо просто перемещается с одного объекта на соседний, либо расширяется (сужается) от объекта до целой структуры, в которую он включен. В процессе этих сдвигов внимание ведет себя точно как прожектор или фонарь.
Представьте себе, что вы – похититель, намеревающийся украсть из Лувра Джоконду. В ночной темноте вы разглядываете картины, пользуясь маленьким карманным фонарем. Бросая широкие пучки света на картины, вы ищете свою цель. И вот вы её находите. Общий вид похож на Джоконду. Но, чтобы убедиться в том, что это именно та картина, вы приближаетесь и фокусируете свет фонаря на знаменитом лице Моны Лизы:
Это сдвиг внимания вниз по логическим уровням - от всей фигуры к её одной части, к лицу. Теперь вы разглядываете картину детально, словно под микроскопом, и свет вашего фонаря может, например, сдвинуться от одной руки к другой:
Это сдвиг внимания по смежности в пространстве - руки Джоконды прямо соприкасаются друг с другом, пятно света просто и легко скользит от одной руки к другой.
Однако, существует второй основной тип сдвигов внимания, когда оно ведёт себя совсем не так, как фонарь или прожектор. Это сдвиг внимания по подобию - ещё его часто называют ассоциацией. Один фокус внимания на одном объекте сменяется фокусом на другом, который схож, подобен с первым. При этом между двумя объектами может не быть никаких явных отношений - ни смежности, ни общей структуры. Достаточно, чтобы между ними существовало подобие:
Две вещи подобны между собой, если они обладают общим гештальтом. Это может выражаться в сходстве типа симметрии, организационного принципа, динамики, для зрительного восприятия – цветовое сходство (в действительности, цвет является разновидностью симметрии/асимметрии вещей, но мы здесь не будем углубляться в эту тему).
Сдвиги внимания по подобию настолько же распространены и важны для нашего мышления, как и сдвиги по смежности. Они являются неотъемлемой частью восприятия и мышления каждого человека. Вновь обращаясь к старинной живописи, понаблюдаем, как мы рассматриваем эту картину:
Если наше внимание выхватывает лицо одного из людей, то затем оно легко переключается на другое лицо - и все лица образуют сеть, по узлам которой легко перемещается фокус внимания:
Если внимание фокусируется на чьей-то руке, после этого все руки на картине образуют сеть потенциальных фокусов внимания:
Легко заметить, что пространственная смежность тут играет второстепенную роль - зрительное внимание легко перескакивает как на ближайший подобный объект, так и на далёкий. В первом случае сдвиг внимания происходит на основе общего гештальта лица, во втором случае - гештальта руки (лицо, кисть руки, человеческая фигура в целом - важные гештальты, которые осваиваются нашим восприятием в первые месяцы жизни).
Итак, эти два типа сдвигов внимания взаимодополняют друг друга, и задают те самые “мягкие” закономерности, которым подчиняется движение восприятия и мысли.
Годится ли метафора прожектора, чтобы описать второй тип сдвигов внимания? Кажется, не слишком: прожектор внимания тут мгновенно перескакивает с объекта на объект, минуя обширные области изображения. Световое пятно словно гаснет в одном месте и появляется совершенно в другом - настоящий прожектор так себя вести не может. Кажется, метафора прожектора тут явно хромает. Внимание только отчасти напоминает луч света - только когда перемещается сдвигами по смежности.
Однако, существует возможность “спасти” метафору внимания как прожектора. Для этого представим, что Гиперурания, сфера идей Платона, действительно существует, и  в её пространстве рядом расположенными оказываются те идеи или вещи, которые соответствуют одинаковому гештальту, которые подобны друг другу :
Тогда в этом пространстве все лица на этой картине оказываются смежными друг другу, также как и руки. И перемещение прожектора внимания от идеи одного лица к смежной идее другого будет приводить к сдвигу внимания второго типа - к сдвигу по подобию.
Итак, метафора прожектора внимания остается в силе, если представить, что имеется два пространства, в котором перемещается его световое пятно:
Обычное пространство мира, пространство протяженных в пространстве структур. В нём в одном месте расположено то, что соединено в общую структуру. Когда прожектор внимания перемещается в этом пространстве, это выглядит как сдвиг внимания по смежности.
Пространство идей или гештальтов. В нём в одном месте расположено то, что имеет одинаковый гештальт. Когда прожектор внимания перемещается в этом пространстве, это выглядит как сдвиг внимания по подобию.
Эти два пространства взаимодополняют друг друга, они соответствуют двум модальностям восприятия - структурной и гештальтной. И теперь мы можем понять, почему структура и гештальт – не просто противоположности друг друга, но антиподы.
Пространство гештальтов, похожее на Гиперуранию Платона, кажется нам каким-то абстрактным, невероятным, непонятным местом. В нём оказывается рядом не то, что рядом "в жизни", а то, что рядом идейно, подобно по гештальту. И перемещения в этом пространстве выглядят как волшебные скачки, совершаемые без всяких логических оснований. Но представим себе, что мы изначально являемся обитателями Гиперурании, а не "реального" пространства мира. Тогда для нас обычное пространство выглядело бы таким же странным, абстрактным, невероятным. Если бы мы привыкли перемещаться от одной вещи к другой только на основе их подобия, то идея перемещаться на основе их структурной близости, смежности, показалась бы нам нелепой, странной. Вот почему структуры и гештальт это антиподы. Для жителя Европы жители Австралии - антиподы, они ходят вверх ногами. Но и для жителей Австралии европейцы - антиподы. В таких же отношениях находятся структура и гештальт.
Наконец, в этом причина, почему два полушария головного мозга, которые сопоставляются с двумя типами восприятия и мышления, физиологически почти одинаковы: одно полушарие отвечает за нашу жизнь в обычном пространстве, второе - в пространстве гештальтов.  Мы одновременно обитаем в дух разных мирах , и эти миры, хотя и являются антиподами друг друга, очень похожи.
Роман Уфимцев
1
КВАДРАТОГОЛОВЫЙ
ОТЛИЧНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я+Я=МЫ anatol_pro (9.10.2012 0:35)
2
Отличный текст. Благодарю вас за книгу!
Алиса (13.02.2019 0:18)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER