КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 2. Гештальт
Метафора и гештальт
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2.11 Метафора и гештальт
Темы:
Две вещи, которые связывает вместе метафора, родственны общим гештальтом. Именно такая точка зрения позволяет по достоинству оценить этот удивительный феномен сознания, а не сводить его к бесплодным фокусам со словами и структурными подобиями.
Суть метафоры - гештальт, и чтобы понять метафору, нам пришлось совершить экскурс в парадоксальный мир гештальта. Мы предприняли попытку понять его свойства, противопоставляя гештальт и структуру. Каждое из обнаруженных нами свойств несёт знание о том, что такое метафора, как она возникает, и в чём её роль для нашего сознания.
Первое наше открытие – простота гештальта. В отличие от структуры, в нём отсутствуют составные части. В приложении к метафоре это означает, что настоящая, живая  метафора скорее проводит связь между простыми вещами, нежели сложными и составными . Метафоре мешает, а не помогает структурная сложность сопоставляемых вещей. Чем сложнее структура вещи, тем больше она склоняет нас к её структурному восприятию, тем сложнее увидеть её гештальтно, целостно, а значит, найти для неё метафору. По той же причине метафоры обычно проводят сопоставление с простыми, не имеющими выраженной структуры вещами. Например, метафорическим образом часто становятся водовороты и вихри, потоки, нити, поля:
Людской водоворот.
Вихри враждебные веют над нами.
Поток денежных средств.
Нить судьбы.
Поле зрения.
Метафора проста, как и гештальт. Она сопоставляет вещи на основе их одинакового "аромата простоты" и тем самым заставляет нас воспринимать вещи просто. Например, выражение "людской поток" отвлекает нас от отдельных элементов этого потока, от отдельных людей, и фокусирует наше внимание на бесструктурной простоте явления. Метафора собирает наше внимание на одном и том же типе простоты, который присутствует и в движении массы людей и в потоке воды. Этот тип простоты и есть общий гештальт движущейся толпы и потока жидкости.
Наше второе открытие – бесконечность гештальта, отсутствие у него пространственных и временных границ, определенной локализации. В приложении к метафоре это означает, что  метафора сопоставляет бесконечное с бесконечным , а не одну ограниченную вещь с другой. Любая вещь, подвергнутая метафоре, теряет свои определенные границы и конкретность местоположения. Она расширяется, распространяясь на свой ближайший контекст, возможно, на весь мир. По этой причине метафора сопоставляет не одну вещь с другой, а мир одной вещи с миром другой:
Мой кот, как радиоприемник,
Зеленым глазом ловит мир.
О смысле этой метафоры точно сказал российский исследователь Владимир Порус:
Глупо видеть в этой метафоре молодого Андрея Вознесенского нечто такое, что помогло бы понять устройство кошачьего глаза или старого радиоприемника. Она связывает воедино манящую тайну космоса и отраженное в квартирном быту (кот и радиоприемник – его опознавательные знаки) сознание, успевающее изумленно рефлектировать это единство. Метафора вбирает в себя, сжимая до немыслимой плотности, громадный объем духовных движений, объединяя миропонимание с мироощущением.
Метафора "река времени" – это не метафора о двух вещах: времени и реке, а метафора обо всем мире. В ней подразумевается и начало реки (начало времён) и конец реки, когда она впадает в море или океан (конец времён, вечность). Эта метафора также подразумевает и берега реки, их ландшафт, города и деревни на берегу (события в течении времени), она сопоставляет не реку с временем, а совокупное географическое пространство реки с совокупным умозрительным пространством течения времени. За этой метафорой - сопоставление целых двух пространств, а не двух ограниченных вещей.
Метафора бесконечна, как и гештальт. Она фокусирует наше внимание не на ограниченной структурной замкнутости вещи, а на её связности с контекстом, со всем окружающим миром. Поэтому хорошая метафора обладает способностью открывать сознанию упущенные контекстуальные факторы и это делает метафору важнейшим инструментом продуктивного мышления – ведь новые, продуктивные решения многих проблем требуют пересмотра контекста, рамок задачи. Метафора, сопоставляя одну вещь с другой, не только заставляет взглянуть на неё иначе, она буквально заставляет взглянуть иначе на весь мир - и в этом источник её творческой выразительности и эмоциональной силы:
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Метафора Есенина заставляет нас глядеть на душевный мир женщины как на волшебную страну с полыхающими голубым огнем морями, бирюзовыми небесами, алыми долинами... Она приоткрывает нам захватывающий мир, который можно увидеть в глазах любимой женщины и это открытие вызывает эмоциональный отклик, восхищение от открытия, подобное радости от географического открытия новой земли.
Наше третье открытие – гештальт скорее соотносится с состоянием вещи, нежели с её строением. И  метафора сопоставляет вещи, обладающие сходным состоянием, а не сходным строением :
Экономику в нынешнем состоянии можно сравнить с минным полем.
Началось медленное оздоровление экономики.
Обме метафоры описывают состояние экономики, а не её строение – ведь в экономика не устроена как поле с минами или как организм.
Наше четвёртое открытие – гештальт может проявляться как совокупность симметрий/асимметрий, свойственных вещи. Поэтому  метафора часто основывается на сходных симметрических характеристиках вещей .
Иногда основой метафор, особенно визуальных, становятся простейшие геометрические разновидности симметрии. Например, знаменитое собрание рыцарей круглого стола короля Артура использовало круглый стол как материальную метафору равноправия и равноценности членов собрания. Симметрия круга, в котором каждая точка окружности равнозначна, тут совпадает с симметрией статуса каждого участника собрания:
Сегодня круглый стол стал характерным атрибутом собраний, в которых участники выступают равноправными переговорщиками - форма стола активно метафорически формирует отношения между людьми. В других случаях мероприятия с названиями "Круглый стол" проводятся вовсе не за круглыми столами, но метафора продолжает отражать соответствующий тип симметрии.
Особенно такого рода метафоры ценны в науке и при решении проблем, требующих творческого решения. Первым шагом к открытию или решению проблемы часто становится осознание симметрии/асимметрии, свойственной исследуемой вещи. Например, типичной для высших животных и человека является общая билатеральная симметрия формы тела. У высших растений этот тип симметрии, напротив, не затрагивает общую форму, а является типичным только для отдельных частей растения, листьев:
Таким образом, тип симметрии формы тела животного и формы листа растения совпадает. Это служит основанием метафоры, сопоставляющей отдельные особи животных с отдельными листами растения. Подобная метафора может развиваться во множество плодотворных аналогий, затрагивающих эволюционные, экологические, социальные, даже физиологические аспекты жизни. Она, с одной стороны, нам предлагает видеть листья растений как отдельные живые особи в популяции, обитающей на одном стволе. С другой стороны, она помогает нам смотреть на отдельных животных или людей как на части единого древовидного суперорганизма. И тот и другой взгляд способен нас подвести к новым открытиям или по меньшей мере, помочь увидеть новые аспекты в привычных вещах.
Далее, наше пятое открытие – гештальт часто выступает как организующий принцип, проявленный в вещи многократно и на различных масштабах. Поэтому  метафора может основываться на общности организующего принципа двух вещей . Поскольку многократное приложение организующего принципа иногда приводит к самоподобию вещей, самоподобие является источником хороших, глубоких метафор.
Примером является древняя метафора, сопоставляющая человеческий род с деревом. Основой метафоры "генеалогического древа" является не сходство формы или структуры рода и дерева (род абстрактен и его форма диктуется самой метафорой, в структуре рода нет корней, которые являются обязательной частью дерева), а сходство организующего, генерирующего принципа двух вещей:
Ещё один пример метафоры, основанной на тождественности организующих принципов:
Компьютер это лабиринт.
Наконец, наше шестое наблюдение – гештальт часто воспринимается как конфигурация, сгусток в неком силовом поле, придающая вещи "целостную энергию". Поэтому  множество метафор основывается на сходстве формы полей - реальных или вымышленных - окружающих вещи: 
Художественное силовое поле «Тихого Дона» М. Шолохова многозначно и многофакторно.
Стратегия создаёт силовое поле, пронизывающее всю организацию сверху вниз.
В общественном сознании уже сейчас ощущается его сила и энергия, все острее чувствуется поле притяжения сильного российского имперского государства.
Гештальт имеет множество ликов, приближений. Они нужны, чтобы наше структурно ориентированное сознание могло мыслить о трансцендентном по своей природе и не имеющем структуры гештальте. Потому и метафоры, кажется, имеют столько возможных оснований - общая симметрия двух вещей, общий организующий принцип, общее состояние... Но в действительности, метафора имеет только одну основу - гештальт. Это можно заметить, обдумывая основания очень глубоких метафор. В них различные приближения к гештальту начинают сливаться, растворяться, мимолетно открывая нам истинную суть гештальта.
Глиняный сосуд эпохи неолита
Таковой метафорой, например, является метафора "женщина - это сосуд".
Приближаясь к гештальту с одной стороны, мы могли бы видеть основанием этой метафоры общность симметрии двух вещей. В обобщенном виде, сосуд – это шаровидная емкость, в которой с одной стороны имеется отверстие. Это вещь с симметрией пустотелой сферы, в которой одно из направлений выделено округлым отверстием. Эта симметрия очевидно созвучна роли женских органов и округлости тела беременной женщины.
Приближаясь к гештальту с другой стороны, мы могли бы сказать, что организующим принципом сосуда и его бытового использования является последовательность "принять – сохранить – отдать". Этот принцип многообразно проявлен и в женщине, её роли в жизни. Кроме любви и материнства, этот принцип лежит в основе сохранения семейного быта, материального и эмоционального накопления, свойственного женской природе.
Наконец, приближаясь к гештальту с третьей стороны, мы могли бы сказать, что женщина и сосуд сходны своим "главным" состоянием. Это состояние, когда женщина и сосуд исполняют своё предназначение, состояние бережного сохранения того, что в них помещено. Для женщины это вынашиваемый или уже рожденный ребенок, грудное молоко, семейный очаг, любовь, верность.
Гештальт, который является истинной основой этой метафоры – это то, что мелькает в сознании, когда мы пытаемся собрать все три понимания метафоры воедино. Это не симметрия, и не организующий принцип, и не состояние. Это нечто более простое и в то же время гораздо более глубокое. Это и есть гештальт.
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER