КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 2. Гештальт
Две модальности восприятия и мышления
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2.10 Две модальности восприятия и мышления
 
Структура и гештальт, являясь антиподами, представляют собой две одинаковые по значимости и необходимости для человека модальности восприятия и мышления. Любая задача восприятия или мышления о мире решается нами посредством обеих модальностей. Благодаря одной мы видим вещи дискретно и определенно, благодаря другой мы видим их как целостные сущности, охватывающие весь мир.
Эти полярные роли очевидно созвучны противопоставлению "право-" и "левополушарного мышления". В популярной трактовке специфика деятельности различных полушарий мозга различается по нескольким параметрам:
Левое полушарие: последовательная, линейная обработки информации, дедуктивная: от частного – к общему, вербальная, логическая, рациональная. Операции над словами, понятиями, абстрактными символами, последовательностями знаков.
Правое полушарие: параллельная, целостная или неупорядоченная обработка информации, индуктивная: от общего – к частному, невербальная, эмоциональная, интуитивная. Операции над сенсорными образами, впечатлениями, ощущениями, ориентация в пространстве.
Считается, что хотя ни один человек ни принадлежит совершенно чистому типу право- или левополушарно мыслящего человека, у каждого имеется склонность к тому или иному полюсу, которая проявляется в стрессовых ситуациях, в ситуациях обучения, реагирования на сложные задачи и т.д.
Исторически, первые гипотезы о функциональной асимметрии полушарий мозга обнаруживаются в средневековых медицинских трактатах. Но ещё Платон в диалоге "Федр" выделяет две главных способности ума:
Первый - это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения...
Второй вид - это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров.
И далее он проводит аналогию между этими способностями и правой и левой частью тела, по всей видимости, сопоставляя первую способность, способность к целостному мышлению, с правой частью тела, а аналитическую, структурную способность - с левой. Хотя это не было прямым указанием на различную роль полушарий мозга, несомненно, оставался только один шаг до догадки, который и был сделан мыслителями средних веков.
Первые опытные наблюдения о том, что несмотря на видимую физиологическую симметричность полушарий мозга их функции могут различаться, были сделаны в середине 19-го века. Тогда практикующие врачи Густав Дакс и позже Поль Брока заметили, что повреждения левой части мозга часто сопровождаются нарушением речи пациента, афазией. Из этого они сделали вывод, что речевые функции локализованы в левом полушарии мозга.
На протяжении 20-го века, сначала на материале наблюдения за людьми с физиологическими нарушениями, а затем и с помощью томографического наблюдения за очагами активности мозга при решении различных задач, начала вырисовываться картина специализации полушарий. Выяснилось, что задачи, связанные с числами, логикой и анализом, последовательными операциями активизируют левое полушарие мозга. Напротив, музыкальные и цветовые задачи, задачи на воображение и эмоциональную выразительность активируют правое. Также обнаружилось, что  левое полушарие склонно к локальному, покомпонентному восприятию вещей, в то время, как правое – к глобальному, целостному . Кроме того, что важно в нашем контексте, выявлена особая роль правого полушария для восприятия и понимания метафор.
Исследования показали, что подобная специализация имеется и у позвоночных животных. Левое полушарие животных лучше справляется с рутинными, последовательными задачами, например, кормлением на пастбище, в то время как правое - с ситуациями, требующими быстрой оценки ситуации и реакции, например, в случае нападения хищника.
Однако, несмотря на обширные исследования, отсутствует общепринятое понимание сути двух полярных типов мышления и причин их распределения на физиологически почти тождественные полушария мозга. Ряд фактов запутывает ясную картину:
На обширном материале наблюдений за людьми, получившими различные травмы мозга установлено, что мыслить абстрактно-словесно могут люди с повреждённым левым полушарием, а образность, эмоциональность и ориентирование в пространстве иногда доступны людям с повреждённым правым.
Известны случаи, когда после полного разрушения или удаления одного из полушарий мозга люди постепенно восстанавливали полноценную способность выполнять задачи в любой манере: и право- и лево-полушарной. Особенно это часто случается, если нарушение мозга случилось в детстве.
Выяснилось, что в среднем специализация полушарий у мужчин выше, чем у женщин. Женщины легче восстанавливают все функции мозга после поражения одного из полушарий.
Только у 80-85% людей вербальные "левополушарные" навыки связаны с левым полушарием. У остальных они связаны, наоборот, с правым.
Хотя новорожденные, кажется, изначально имеют зачатки специализации полушарий, первые месяцы и годы после рождения она продолжает складываться и может быть даже "перевёрнута".
Разобраться в деле поможет наше представление о существовании двух аспектов мира – структурно-дискретного и гештальтно-целостного.
Следует считать: поляризация двух модальностей восприятия и мышления не является лишь случайной или генетической неизменной данностью. Скорее, эта  поляризация возникает в результате естественного и непрерывного процесса настройки мышления и восприятия на окружающую реальность . Мир имеет два аспекта, структурный и гештальтный, так что для их обработки, для оптимального реагирования на них, наш мозг вырабатывает две соответствующих модальности, специализирующиеся на двух основных функциях: сравнение вещей (структурная, S-функция) и распознавание вещей (гештальтная, G-функция). Эти две полярные функции составляют суть, соответственно, "левополушарного" и "правополушарного" мышления.
Поляризация модальностей позволяет повысить результативность восприятия и мышления при взаимодействии с двух-аспектным миром. Можно сказать, что поляризация – это динамический, постоянный процесс, приводящий мышление и мир в согласованное состояние. Этот процесс можно сравнить с расслоением смеси воды и масла в сосуде. После перемешивания две жидкости неуклонно разделяются на два отдельных слоя:
(Вода и масло разделяются благодаря действию силы тяжести. Если она ослабевает, разделение жидкостей проходит дольше и не достигает той чёткости, что при нормальной силе тяжести. Аналогично, силой, разделяющей две модальности мышления можно считать стремление к эффективности при взаимодействии с миром. Тогда более низкая специализация мозга женщин может пониматься либо как результат более низких требований к эффективности их восприятия и мышления, либо как признак существования у женщин дополнительного центра мышления и восприятия, который "смазывает" картину специализации полушарий мозга)
Несмотря на физиологическую симметрию мозга, левое полушарие мозга чуть лучше пригодно для поддержки S-функций, то есть, структурного мышления. Правое - для поддержки G-функций, гештальтного мышления. Эта специализация далеко не абсолютна и она не связана с физиологическими отличиями двух полушарий мозга, а является результатом фундаментальных характеристик пространства, в котором левое и правое направления имеют чуть-чуть разные свойства. Довольно часто этот фактор перебивается индивидуальными особенностями развития, и тогда человек приобретает "аномальную" специализацию полушарий мозга:
В случае поражения одного из полушарий мозга, деятельность оставшегося полушария не остается привязанной к одной из модальностей. Скорее деятельность оставшегося полушария начинает поляризоваться, так что в конечном итоге в нём вновь возникает два центра, отвечающие за полярные модальности мышления. Это происходит естественно, в результате взаимодействия человека с реальностью, которая имеет два аспекта. Аналогично поляризация возникает в коллективах. Два человека с выраженной доминантностью одного и того же типа мышления, вступая в интенсивное парное взаимодействие с миром, проходят этап поляризации, когда один из них принимает на себя роль структурно мыслящего полушария мозга, а другой - роль гештальтно мыслящего (или, точнее, один S-функцию сравнителя, второй G-функцию распознавателя):
Два типа мышления, основанные на двух функциях – сравнении и распознавании – являются необходимыми при решении любой реальной задачи.  Каждый человек необходимо задействует обе модальности восприятия и мышления, они постоянно чередуются, быстро сменяя друг друга . Не существует нормальных людей, которые бы могли обходиться только одной модальностью - мышление такого человека было бы полностью дезорганизовано, что иногда и наблюдается при серьезных нарушениях мозга.
То, что выглядит право- или левополушарной ориентацией человека, является не действительным превосходством или особой развитостью одной из модальностей в его мышлении, а всего лишь спецификой его навыков. Например, если при решении определенного типа задач человек был научен в качестве основы решения использовать сравнение вещей, он будет выглядеть при их решении как "левополушарник". Однако при решении другого типа задач этот же человек может с успехом использовать распознавание и превращаться в "правополушарника". Естественно, что мы можем научиться использовать обе модальности для решения любого типа задач.
Далее, обсуждая механизмы восприятия, мы подробнее разберёмся в том, как происходит взаимодействие и чередование модальностей в процессе обычного мышления.
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER