КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 2. Гештальт
Организующий принцип
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2.8 Организующий принцип
Темы:
Суть структуры – множественность и дискретность, суть гештальта - целостность и единство. Поэтому, когда два взгляда на одну вещь - структурный и гештальтный - начинают пересекаться в нашем восприятии, гештальт часто играет роль организующего принципа, который превращает дискретную структуру в единое целое.
Например, именно так воспринимается источник, причина целостности этой структуры:
Её организующим принципом выступает симметрия, которая, как мы знаем, является одним из ликов, проявлений гештальта.
Ключевую роль в качестве организующего принципа играет симметрия самоподобия, фрактальная симметрия. Такой симметрией обладают формы, построенные последовательным применением одного и того же генерирующего преобразования, прилагаемого последовательно ко всё более мелким масштабным уровням фигуры. Например:
Сложная фигура, которая получается в случае многократного (в идеале – бесконечного) и синхронного применения генерирующего преобразования ко всё более мелким масштабам фигуры, называется фракталом. Она обладает симметрией самоподобия – геометрическое отношение между любыми двумя соседними структурными уровнями фигуры одинаково, оно не зависит от масштаба и задано генерирующим преобразованием.
Очень распространенный тип фракталов - древовидные фракталы. В простейшем случае он порождается так:
Первым фракталы как особые геометрические формы изучил Бенуа Мандельброт. И он же обратил внимание, что чрезвычайно многие природные формы похожи на фракталы или обладают фрактальными свойствами, то есть, самоподобно симметричны. Например, вот типичный фрактал, который очевидно похож на настоящее растения или деревья (отсюда и название такого типа фракталов):
В отличие от фракталов, построенных математически, природные формы содержат в себе элемент случайности, так что самоподобие природных объектов носит не точный, а примерный характер. Такие фракталы называют стохастическими. Однако, несмотря на это, глядя на форму ветвей или корней реального дерева иногда нетрудно понять, каким является их генерирующее преобразование:
Теми или иными типами стохастических фракталов являются деревья, листья растений, береговые линии, разряды молнии, трещины, овраги, горные ландшафты, сосудистые и пищеварительные системы у животных - пожалуй, симметрия самоподобия - одна из самых распространенных симметрий в природе.
Или, как ещё можно сказать, самоподобие - один из самых распространённых организующих принципов в природе. Его суть - последовательное применение одного и того же преобразования формы. И тут имеется небольшое, но очень важное различие между фракталами, которые мы строим в уме или на компьютере, и природными фракталами. Когда мы строим абстрактный фрактал, мы последовательно применяем генерирующее преобразование ко всё более мелким масштабам фигуры.  Природные фракталы возникают иначе: генерирующее преобразование всё время действует на одном масштабном уровне, но сама форма постоянно растёт . Первое раздвоение ствола дерева происходит тогда, когда оно является лишь маленьким ростком. Но потом дерево вырастает, и это первое раздвоение задает высший масштаб формы дерева. После первого раздвоения оно повторяется, и так возникают будущие крупные ветви - и вновь, это происходит тогда, когда они ещё являются маленькими отростками и т.д. Растет дерево, меняется его масштаб, но масштаб, на котором действует генерирующее преобразование, остается неизменным и очень маленьким - это масштаб маленького ростка:
Далее, когда мы строим абстрактный фрактал, мы применяем генерирующее преобразование последовательно, шаг за шагом, ко всё более мелкому масштабу формы. При этом на каждом масштабе преобразование применяется к совершенно одинаковым элементам. Таким образом мы поэтапно получаем строго иерархический фрактал, в котором ясно различимы уровни строения фигуры - от высшего уровня до всё более мелких. Напротив, в естественных фракталах уровни строения могут быть плохо различимы или не различимы вовсе. Это происходит потому, что генерирующее преобразование действует на форму не дискретно, шаг за шагом, а скорее  непрерывно, изменяя только те её элементы, которые достигли необходимого для генерирующего преобразования масштаба . Поскольку из-за случайных факторов различные элементы природной формы растут неоднородно, то и преобразование к ним применяется не синхронно и дискретно, а асинхронно, образуя непрерывный поток трансформаций, затрагивающих только те элементы формы, которые "готовы" к преобразованию. Поэтому  природные формы в общем случае не являются иерархическими  и это несколько затрудняет понимание их генерирующего преобразования:
Итак, организующим принципом многих природных форм является самоподобие, основанное на многократном применении одного и того же преобразования. Хотя генерирующее преобразование кажется локальной и структурной трансформацией, но будучи применяемым многократно и асинхронно, оно становится силой, затрагивающим вещь как целое, источником симметрии самоподобия, гештальт-качеством.
Но не только гештальты природных вещей проявляются в симметрии самоподобия. Совершенно подобные организующие принципы проявляются в социальных и психологических явлениях. Социальные и психологические объекты, "вещи", как и природные объекты, растут. И также подвержены преобразованиям, происходящим на одном определенном масштабном уровне. В результате социальные и психологические явления приобретают форму, подобную форме природных фракталов, деревьев - хотя это "деревья" не в физическом, а в социальном или психологическом пространстве. В целом, выделение генерирующих преобразований, стоящих за динамикой социальных и психологических форм, вероятно, наилучший способ осознания социальных и психологических гештальтов.
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER