КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Часть 2. Гештальт
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Часть 2. Гештальт
Темы:
"Гештальт" (gestalt) - широкоупотребительное в немецком языке слово, обозначающее нечто среднее между "образом", "формой", "фигурой" (немцы могут назвать так выдающуюся историческую личность). В англоязычной литературе его иногда переводят как "pattern" (образец-шаблон, узор). В русскоязычной можно встретить переводы "структура", "конфигурация", но смысл термина существенно отличается от этих вариантов перевода. Если всё же пытаться найти русский аналог, то смысл этого слова лежит скорее где-то на пересечении значений слов "лик" (образ, фигура) и "личность".
Первое применение термина "гештальт" в его особом значении можно приписать Иоганну Вольфгангу Гёте, великому немецкому поэту и мыслителю. Кроме поэзии, он продуктивно занимался и естественными науками – геологией, зоологией, ботаникой. Будучи неудовлетворен аналитическим научным методом, он разработал собственный синтетический метод исследования природы, в центре которого стояли понятия гештальта и его динамической разновидности, Bildung ("становление"). Гештальтами Гёте именовал интуитивно переживаемые образы, которые может ухватить внимательный наблюдатель, созерцая природу в ее полноте и жизни. Эти образы, постепенно накапливаясь и проникая друг в друга, синтезируются в динамические гештальты, в затем приводят исследователя к самому глубинному динамическому гештальту каждого природного явления, его истинной сути, пра-феномену. Вот что он сам писал о гештальтах:
В немецком языке есть слово [гештальт], обозначающее  комплекс сущего, представленного в каждом физическом организме . Это выражение исключает всё подверженное переменам и предполагает, что связное целое определено и неизменно в своём характере.
Но если мы посмотрим на все эти гештальты, особенно на органические, мы обнаружим, что в них ничто не является перманентным, ничто не находится в покое и неизменности – всё является потоком постоянного движения. Вот почему немцы часто и естественно используют слово Bildung для описания конечного результата и самого процесса возникновения чего-либо.
В современную науку понятие гештальта в начале 20-го века внедрил немецкий психолог Христиан фон Эренфельс. Он называл гештальт-качествами такие свойства воспринимаемых вещей, которые не являются суммой элементарных сенсорных впечатлений, а создаются только вещью целиком. В качестве основного примера он приводил музыкальную мелодию: она не является суммой впечатлений от отдельных нот музыкального произведения, мелодия не складывается из отдельных нот, она словно возникает над ними, над всей совокупностью нот, сразу и во всей полноте. Если мы изымем из мелодии, состоящей из 10 нот, одну ноту, мы не сократим мелодию на десятую часть, мы её уничтожим или изменим полностью, мелодия - это не сумма нот. С другой стороны, мы можем изменить все ноты, сдвинув тон мелодии, но мелодия останется узнаваемой, неизменной, если сохранятся неизменными совокупные отношения между нотами. Мными словами, гештальт мелодии это синтетическая совокупность отношений между нотами, и пока эта совокупность сохраняется, сохраняется и мелодия.
Другой пример гештальт-качества - симметрия. Так, зеркальная симметрия человеческого лица не складывается отдельно из симметрий глаз, ушей, рта, правой и левой половинки лица, она свойственная только лицу целиком, как единому целому.
Затем, спустя пару десятилетий, понятие гештальта развили основатели гештальт-психологии Вольфганг Келер, Курт Коффка и Макс Вертгеймер (их теорию также называют берлинской школой психологии). Основой их теории являлся постулат, что восприятие людей не складывает мир воедино как мозаику из отдельных элементарных сенсорных раздражений, приходящих из отдельных зрительных, слуховых, осязательных рецепторов – а в начале 20-го века в психологии считалось именно так. Вертгеймер, на основе простых опытов с восприятием иллюзорного движения, показал, что дело обстоит прямо наоборот:  восприятие сначала захватывает целостные гештальт-качества вещей, а уж затем мы воспринимаем их отдельные детали , их составные части. При этом первичное восприятие целого диктует вторичное восприятие смысла отдельных деталей.
Например, глядя на эту фигуру мы сначала воспринимаем её в целостных характеристиках, а уж затем отмечаем в ней детали: вначале и немедленно мы видим квадрат, а уж затем, во вторую очередь мы видим пробел в верхней части фигуры. При этом он трактуется как дыра в квадрате, то есть смысл пробела задаётся восприятием целостных характеристик фигуры, её квадратной симметрией. Если бы восприятие шло от частных элементов, то мы начинали бы с анализа каждого из пяти отрезков, образующих эту фигуру, а затем “собирали” бы из них кривую определенной формы, при этом пробел не трактовался бы нами как “дыра”.
Гештальт – это первым делом воспринимаемое целостное качество предмета или явления, свойственное лишь ему целиком и оказывающее влияние на последующее восприятие любой его части. Однако, отцы-основатели гештальт-психологии считали, что это понятие может применяться не только для описания свойств восприятия, а для гораздо более широкого класса психологических явлений - шаблонов поведения, творческого мышления, даже физиологических явлений. Поэтому они предпочитали называть своё учение гештальт-теорией, а не психологией. Вот что писал о гештальт-теории и гештальте Макс Вертгеймер в статье-манифесте "Гештальт-теория":
Фундаментальная “формула” гештальт-теории может быть выражена следующим образом. Существуют целостности, чье поведение не определяется поведением отдельных элементов, но в которых частные процессы сами определяются собственной природой целого. Гештальт-теория пытается определить природу таких целостностей.
Особенность понятия "гештальт" в его синтетичности.  Это термин науки синтеза, а не анализа , и в начале 20-го века это стало препятствием для широкого его принятия. Исторически гештальт-психология была ровесницей психоанализа, но психоанализ с его гораздо большей склонностью к аналитическому изучению переживаний оказался гораздо ближе духу того времени. В результате гештальт-психология, несмотря на свои несомненные достижения, оказалась в тени психоанализа и бихевиоризма. Однако, в наши дни на фоне общего кризиса рационально-аналитического стиля мышления интерес к гештальт-психологии начал вновь возрастать.
Очень важно не путать гештальт-психологию с так называемой "гештальт-терапией". В шестидесятых годах психолог Перлз, вдохновленный идеями Вертгеймера, использовал понятие гештальта в качестве ключевого термина разработанного им метода психотерапии. Однако в конечном итоге гештальт-терапия превратилась в типичную школу аналитически-ориентированной прикладной психологии (наряду, например, с нео-психоанализом, НЛП и транзактным анализом). Гештальт-терапия нынче довольно популярна и гештальт-психологию с ней часто путают, хотя это совершенно различные дисциплины.
Гештальт - одно из чрезвычайно недооцененных понятий в психологии и науке в целом. И автор термина Гёте, и остальные немецкие гештальт-теоретики на сотню лет опередили своё время. Однако, рано или поздно он непременно займет такое же важное место в научном дискурсе, как понятия "структура" и "система".
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER