КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Метафора и чистые отношения
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.16 Метафора и чистые отношения
 
Итак, взаимное соответствие элементов в двух метафорически сопоставляемых вещах не имеет большого значения для успеха метафоры, для нее гораздо важнее оказывается верное соответствие чего-то отличного от элементов структуры, возможно, сути отношений между элементами. Вообразим теперь, что мы смогли освободить свой взгляд на вещи от элементов и можем созерцать лишь отношения, действующие между ними... Это было бы лучшей основой для метафоры.
Наблюдая двух влюбленных друг в друга молодых людей, попытаемся представить себе само чистое отношение любви между ними. И тогда, возможно, нам станет понятно, почему стихотворение о весенней влажной листве рассказывает не о времени года и ботанических тонкостях, но о любви. А если мы увидим, как старик задумчиво наблюдает за влюбленной парой и в этой ситуации, обладающей структурой из трех человек-элементов, мы попытаемся увидеть действующие чистые отношения, мы, возможно, поймем, почему “К Элизе” Бетховена – это рассказ о давно прошедшей любви, а не просто минорный набор звуков.
Конечно, отношения нельзя оторвать от предметов, между которыми они установлены, это несомненная истина, так что наше умственное упражнение нельзя назвать логически правильным. Но пытаясь понять, чем бы могло быть чистое отношение, мы настраиваемся на восприятие ситуации в целом, а не на её отдельные детали-элементы. Любовь – это не ниточка, соединяющая двух людей как связь между двумя элементами в структуре A-B, она невещественна, нематериальна и для того, чтобы увидеть любовь, нам нужно отвлечься от предметов и деталей, нам нужно увидеть дух любви, живущий вокруг и между влюбленных.  Нам нужно охватить вниманием все вместе и никакой предмет или вещь в особенности .
“Фу-фу-фу, русским духом пахнет!” – ворчала Баба-Яга, когда к ее избушке на курьих ножках приближался русский богатырь. Возможно, она имела в виду крепкий запах кваса и чеснока, но если бы она говорила о духе в более фигуральном смысле, то ее можно было бы понять так, что она ощущает атмосферу, свойственную русскому народу, русскому стилю общения и отношения к жизни. Описывая качество этой атмосферы, мы можем говорить, не прибегая к предметам-элементам, а говоря только о чистых отношениях. Мы не станем говорить, что русский человек смиренно относится к верховной власти, но что он отличается смиренностью. Мы не будем говорить, что он прощает врагов и не строит коварных планов против соседей, но скажем, что он незлопамятен и в нем нет коварства. Все эти качества, по сути – отношения, лишенные того, на кого они конкретно направлены, это составляющие того “русского духа”, о котором с неудовольствием говорила Баба-Яга.
“Дух” русского народа или его характер – кажется, абстракция, поскольку характер проявляется только в конкретных структурных взаимодействиях реальной жизни. Если в характере человека доброта, то она существует в нем не сама по себе, но только в виде привычки во многих обстоятельствах жизни поступать по-доброму с другим человеком. И тем не менее, очень часто мы говорим о характере человека, совсем не задумываясь о том, что мы говорим о чистых отношениях, взятых без своей структуры. Несколько менее привычны разговоры о “характере” или “духе” явлений или предметов, но и тут наше восприятие оказывается способным настраиваться таким образом и созерцать отношения без несущих структур.
И хорошей метафоре не нужна структура и элементы предмета, ей довольно его характера, его духа, который несет скрытые в нем "чистые отношения". Субстанция совокупных чистых отношений это гештальт, о котором мы теперь начинаем говорить.
Мы уже говорили о двух противоположных полюсах "устройства" мира. Один - мир как совокупность материальных предметов, второй - как непрерывный поток. Два полюса задают спектр альтернативных возможностей восприятия мира:
  1. Мир может восприниматься как простое вместилище материальных вещей. Это именно то, что, кажется, мы видим непосредственно. Но, очевидно, это не просто бессвязный набор вещей, они находятся в определенных структурных отношениях, так мы приходим к следующему взгляду.
  2. Мир как набор структур. Маленькие объекты объединены в большие, одни структуры являются частью других. Тогда, чтобы понять мир, надо лишь правильно классифицировать его вещи. Это представление начало складываться в древней Греции, было доведено до предела во времена эпохи Просвещения, а сегодня оно является типичным взглядом на мир среднего западного человека.
  3. Но более тонкие наблюдения за миром показывают, что многие структуры не являются простой составной конструкцией. Две половинки ядерного заряда, будучи совмещенными, дают новый эффект, который не свойственен каждой из половинок по отдельности: между ними начинается цепная реакция. Таким образом, мир не просто собирается в структуры из отдельных объектов. В цельных структурах могут возникать процессы и свойства, которых не было у отдельных составных частей. Такие свойства называются эмерджентными, и для того, чтобы их понять, необходимо глядеть на мир не как на набор иерархических составных структур, а как на совокупность систем. Системный взгляд обнаруживает, что во многих случаях свойства структур определяются не свойствами входящих в них объектов, а возникающими между ними отношениями.
  4. Наконец, последовательно фокусируя своё внимание не на объектах, а на возникающих эмерджентных отношениях между ними, мы приходим к взгляду на мир как на поток чистых отношений, как на океан процессов взаимодействия, в котором растворяются сами взаимодействующие объекты мира. Это взгляд на мир как на гештальт.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER