КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Неструктурность метафоры
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.15 Неструктурность метафоры
 
Условимся: далее метафоры, основанные на структурном изоморфизме мы будем именовать аналогиями, а собственно метафорами мы будем называть только те из них, которые не опираются на структурное сходство сопоставляемых вещей, то есть те, которые мы до сих пор именовали бесструктурными метафорами.
Когда хорошая, плодотворная метафора только появляется, она редко сразу сопоставляет предметы - в предметы, а связи - в связи. Лишь тогда, когда она расшифровывается и превращается в аналогию, между сопоставляемыми концептами обнаруживается структурный изоморфизм. Например, классическая метафора, сравнивающая частицы газа с маленькими летающими и сталкивающимися шариками. Когда физики превратили её в развернутую аналогию, она помогла им объяснить многие свойства газа. Например, давление газа было истолковано как следствие многочисленных ударов летающих шариков по поверхности сосуда, струи газа - как потоки летящих в одну сторону шариков и т.д. Однако, в своем истоке эта аналогия не была настолько структурно проработанной, она была метафорой. Демокрит, который одним из первых стал говорить об строении вещества из маленьких частиц, мог опираться на метафору, в которой вода сопоставляется с песком: и вода и песок "текут", могут затапливать в себе камни. Эта метафора могла его навести на мысль, что жидкости представляют собой множество маленьких частиц, подобных песчинкам. А далее - газы можно было сравнить с песчаной бурей, когда песчинки носятся по воздуху, твердые вещества - с множеством крепко спрессованных песчинок. Это была только метафора, вдохновлявшая мыслителей, и только спустя столетия физики превратили её в развернутую аналогию.
Есть одна сфера, в которой метафоры не подвергаются обязательному развертыванию в аналогии. В искусстве метафоры часто словно остаются "законсервированными" в исходном бесструктурном виде - в том, в котором они пришли в голову художнику. Взглянем на знаменитый “Черный квадрат” Малевича (отвлечёмся от того, что мы знаем об истории этой картины, недаром говорят, что творение иногда бывает выше замысла своего творца):
tail13
Интуитивная лаконичность этого изображения завораживает. Эта картина – метафора ужасающей глубины, но в ней практически невозможно различить какой-то структурный изоморфизм, на котором она может основываться. Но все же попытаемся это сделать.
Черный квадрат – это структура черного цвета, образованная четырьмя симметричными сторонами и углами. Попробуем теперь понять, чему в нашем опыте может соответствовать такая структура. На ум приходит “четыре стороны света”, “четыре ножки табурета” и т.п. Но является ли ”Черный квадрат” метафорой какого-либо из этих концептов? Невозможно. Искусствовед скажет нам, что это полотно вызывает многочисленные скрытые ассоциации, связанные с черным цветом, прямыми углами, квадратной симметрией, числом четыре и пр. и все это, взаимодействуя в сознании зрителя, создает выразительную силу произведения, от которого веет какой-то зловещей неумолимостью. Но потребовалось бы много страниц расшифровки, чтобы ясно выразить хотя бы небольшую часть этих ассоциативных рядов.
Мы видим, что попытка структурного анализа даже относительно “простой” в структурном отношении визуальной метафоры увязает в смысловых дебрях, уходящих в глубины человеческого сознания. Можем ли мы говорить в этом случае, что метафора отражает предметы – в предметы, а связи – в связи? Очевидно, нет.
Ещё один древний вид искусства практически в чистом виде опирается на метафоры, за которыми нет структурного изоморфизма, это искусство танца:
tail13
Движения танцоров – это метафоры эмоциональных переживаний, порывов страсти, и тут совершенно невозможно говорить о каком-то соответствии "структур эмоций" и фигур танца.
Другой вид искусства, поэзия. В ней бесструктурные метафоры встречаются не реже, чем в изобразительном искусстве или танце:
“Открылась бездна звезд полна
Звездам числа нет, бездне – дна.”
Обнаружим ли мы в этом двустишии Ломоносова сопоставление каких-то структур? В нём ночной небосклон сопоставляется с какой-то тёмной бездной, но ни у небосклона ни у бездны нет никакой структуры, которая позволила бы их сравнивать. Захватывающее чувство, которое вызывают эти строки, приходит из глубин сознания, в которых нет никакой структуры, где есть только чистое ошеломляющее чувство торжественной бесконечности...
Какой бы вид искусства мы не взяли, повсюду мы видим, что главную роль в нём играют не аналогии, а метафоры - во всяком случае, это верно для выдающихся произведений искусства. Именно метафоры, а не аналогии обладают необыкновенной выразительной силой, производят максимальный эстетический эффект. Но и в том случае, когда метафора служит прикладным задачам, когда она используется для поиска знаний и творческих решений, самыми ценными являются бесструктурные метафоры, хотя они и самые сложные в поиске...
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER