КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Сложные метафоры
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.8 Сложные метафоры
 
Далеко не всегда метафора сопоставляет только две области, только два концепта. Сложная метафора может смешивать и три и больше различных вещи, различных концептуальных пространства. Например, вот обычная поэтическая метафора:
"Огненная вода смоет печалей моих города"
В этой метафоре происходит сложное взаимодействие нескольких основных концептов и вспомогательных ассоциативных рядов:
Во-первых, огненная вода здесь является метафорой водки, к которой порой прибегают для того, чтобы развеять свою печаль, само же это выражение апеллирует к особенностям восприятия какой-либо традиционной культуры, в которых так называли крепкие спиртные напитки.
Далее, печали уподоблены городам, а душа, соответственно, стране или целому миру. При этом уподобление это внедряет особую, как бы отстраненную точку зрения на свои переживания, поскольку речь идет не об одном городе, но о городах, а следовательно, мысленный взор их видит издалека, как с высоты птичьего полета или на карте.
Важный концепт, включенный в эту метафору - это представление о том, как потоки огненной лавы сметают города, наподобие гибели Помпеи.
При этом использован глагол "смоет", который все-таки лучше подходит к воде или слезам, а не к лаве. Это референция на обычные слезы, после которых, говорят, бывает легче в печали.
Эта метафора не раскладывается на элементарные кирпичики без потери и искажения заложенных в нее многообразных и переплетённых смыслов, её невозможно разобрать на парное сопоставление концептов, как в метафоре "человек человеку - волк". Мы уже видели подобные сложные метафоры, обсуждая роль метафоры в искусстве и поэзии, но они характерны и для моментов напряженного творческого мышления, когда новая идея только зарождается.
Для простоты далее мы будем говорить в основном о двухзвенных метафорах, хотя наши идеи и выводы распространяются и на сложные метафоры.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER