КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Кризис рационального мышления
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.5 Кризис рационального мышления
 
Своим величайшим достоянием западная цивилизация считает культуру рационального мышления, которую она пестовала с греческих времён. Ни одна цивилизация на земле, кажется, не создавала вокруг рациональности такого культа, как греческая, и её прямая наследница, современная западная. Мыслители времен Платона и Аристотеля начинали оттачивать до блеска рациональные инструменты мышления. Эпоха Просвещения использовала их для стремительного и потрясающего по результативности научного познания мира. С наступлением промышленной революции рациональное мышление обратилось не просто к изучению мира, но к его переустройству. И вновь, с поразительными результатами. Никогда раньше образ жизни людей, качество их жизни, сам мир не менялись так стремительно - и эти успехи закономерно приписывались рациональности западного мышления.
В концу 19-го века, подобно тому, как на карте земного шара уже почти не оставалось белых пятен, для рационального ума их почти нигде на "карте мироздания". Природа, общество, техника, сам человек - всё казалось уже просвечено благородными лучами рациональности. Это было время торжества разума, когда Запад воочию видел блестящее, несравненное превосходство, творческую и созидательную силу рационального мышления.
Дело оставалось за малым - рационально перекроить природу человека, избавив его от тёмных иррациональных атавизмов. Этим рациональность пересекла запретную черту, и так были заложены основы для чудовищных социальных потрясений и войн начала 20-го века, которые в конечном итоге лишили западный разум способности к истинному творчеству и созиданию. Как это случилось?
Рациональный разум – остро отточенный инструмент, который может быть употреблён в разном деле. Один применяет его для познания своего духа, другой – для поиска тайн природы, третий ищет способов сделать жизнь богаче. Так в теле западной цивилизации сложилось три ветви рациональности:
Есть византийская духовная рациональность, унаследованная русским складом ума.
Есть немецкая мистическая рациональность, корни которой можно проследить в язычестве северной Европы.
Наконец, существует англо-испанская прагматическая рациональность, ведущая свое происхождение от римской имперской культуры.
Каждая из них обладает своими исконными способностями. Духовная рациональность даёт дар к творческому созиданию справедливого, гармоничного общества, мудрых социальных институтов, которые бы не подавляли, а развивали и раскрывали природу человека. Мистическая рациональность даёт дар к постижению скрытых тайн природы, её фундаментальных энергий, и открывает пути создания удивительных машин, способных наделить человека невероятными возможностями. Наконец, прагматическая рациональность даёт дар к предпринимательству и активному освоению мира, к росту количества владений и богатства человека.
Начало 20-го века столкнуло три вида рациональности в смертельной схватке. Сначала русская революция нанесла тяжкий удар по духовной рациональности, носителем которой выступала русская культура. Затем вторая мировая война привела к разгрому немецкой мистической рациональности, уничтожив одних носителей традиции и заставив других эмигрировать из Германии и раствориться в США. И лишь прагматическая рациональность британцев и американцев укрепилась, так что вторая половина 20-го века стала эпохой полного торжества прагматической рациональности.
Но прагматическая рациональность не способна созидать новые общественные принципы, не может творить новые социальные идеи - этот дар был дан духовной рациональности. И она не может совершать великие научные и технологические открытия - этот дар был дан мистической рациональности. Всё, что она может - осваивать и покорять мир до доступных пределов, превращать в деньги и владения те открытия, которые были сделаны раньше. Талант прагматической рациональности - колонизация и коммерциализация, а не истинное творчество. Её лучшие творения - новые схемы обогащения, "бизнес-планы".
Весь 20-й век шла разработка тех социальных идей и научных открытий, которые были совершены ещё к началу 20-го века. За последние десятилетия не появилось никаких принципиально новых общественных идей и не было совершено никаких революционных научных открытий. Наука и искусство превратились в бизнес, обществоведение - в искусство манипуляции массами. Повсюду царит колонизация и коммерциализация.
Но так не может продолжаться долго. Традиционные социальные институты не отвечают новым условиям и трещат по швам. Экономические кризисы и политическая нестабильность становится в мире опасной нормой. Технологии после бурного расцвета вот-вот достигнут своего тупика и больше не в силах решать актуальные проблемы человечества - будь то недостаток пищи или глобальное изменение климата. Человечеству жизненно необходимы новые идеи и открытия, необходим выход из творческого тупика. Мир полностью освоен, колонизирован, превращен в источник дохода, и больше прагматическая рациональность не в силах нам ничего дать.
К счастью, духовная рациональность не погибла полностью. И мистическая рациональность также способна возродиться. Это требование времени, и чем дальше нынешняя прагматика будет заходить в тупик творческого бессилия, тем больше возможностей у русско-византийской и мистической немецкой рациональности вновь расцвести и приняться за решение насущных задач. И между ними есть одна общая черта: и та и другая, в отличие от прагматической рациональности, никогда не пренебрегала метафорой, не пыталась её удушить, а напротив, опиралась на неё как на важный инструмент мысли, позволяющий творить новые идеи и выражать то, что превыше слов - достаточно сравнить тексты русских, немецких и англо-американских философов и мыслителей.
Вот роль метафоры сегодня.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER