КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Метафора в творчестве
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.4 Метафора в творчестве
Темы:
Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество.
Платон
Творчество в исконном смысле этого слова – творение нового, прежде не существовавшего. Это и есть основной критерий того, можно ли считать деятельность творческой или нет.
Если ремесленник-жестянщик паяет очередное ведро и делает это по шаблону, по которому он изготовил уже сотню вёдер, он не делает ничего нового, он не занимается творчеством. Но если он вдруг решит сделать невиданный сосуд с тремя ручками, он начинает творить. Если художник на заказ очередной раз пишет "Утро в сосновом лесу", старательно вырисовывая медведей, он не занимается творчеством. Но если он вдруг забросит медведей и начнёт рисовать нечто такое, что он нигде и никогда не видел, он обращается к творчеству.
Творчество бывает не только материальным. Суворов, бросив свои войска в тыл противнику через горные перевалы, принял невиданное ранее в военном деле решение - и это было его смелое, рискованное творчество. Эйнштейн, выдвинув постулат о постоянстве скорости света во всех инерциальных системах отсчета, совершил акт идейного творчества, сравнимый по значимости со статуей Давида великого Микеланжело.
Делать что-то первый раз, не по шаблону и не по привычке - вот что такое творчество, и детям приходится заниматься этим постоянно, ведь у них ещё нет ответов на все вопросы и навыков на все случаи жизни. Каждый их день наполнен творчеством в самом прямом смысле этого слова. Напротив, взрослые люди обычно предпочитают следовать привычкам и устоявшимся маршрутам. Так они превращают свою жизнь в лишённое творчества ремесло. Лишь некоторые продолжают искать ответы на вопросы, на которые ещё никто не дал ответа или стремятся создавать нечто такое, чего ещё не видывал мир - только их, а не "людей творческих профессий", и можно называть творческими людьми.
Творчество – это не простая модификация чего-то. Когда Казимир Малевич в 1915 году нарисовал свой "Чёрный квадрат", это был смелый акт творчества - мир еще не видел подобных живописных произведений. Но затем, в последующие годы он нарисовал еще 6 чёрных квадратов, два красных, один белый, чёрный круг, чёрный крест... И все эти картины уже не могли сравниться по масштабу творческого решения с первым квадратом. Первый не был модификацией чего-то существовавшего ранее, а остальные картины были повторением или простой вариацией:
Но откуда у художника взялась идея первого, оригинального квадрата? Легенда такова:
Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Источником идеи было не что иное, как метафора: противопоставление активного человеческого разума и природы, выраженное через контраст формы и цвета двух геометрических фигур, чёрного квадрата и белого круга. То есть, чёрный квадрат - это метафора человеческого разума и воли, противопоставляющих себя природе.
В изобретательском или научном творчестве решающую роль также играет метафора. В середине 20-го века в мире возник особенный интерес к разработкам эвристических методов (эвристика - дисциплина, изучающая творческие процессы решения прикладных задач). И в большинстве случаев исследователи приходили к выводу об особой роли ассоциаций и метафор. К такому выводу, в частности, привели исследования "Кембриджской группы синектики" - организации, учрежденной В 1944 году в США правительством, различными фондами, с участием представителей Гарварда и Массачусетского технологического института с целью исследования практических механизмов творческого мышления. Несколько лет велись наблюдения за тем, как небольшие группы специалистов из различных областей знаний коллективно решают изобретательские задачи, и ключом к решениям всегда оказывалась метафора. Уильям Гордон, вдохновитель этих исследований (и автор творческого метода "синектика"), выделил четыре типа метафор, которые часто оказывались особенно продуктивными:
Персональная аналогия – в неё мы отождествляем себя с каким-то элементом творческой проблемы. Например, вирусолог отождествляет себя с вирусом или белым кровяным тельцем.
Прямая аналогия – в неё мы ищем прямую аналогию для проблемы в других областях знаний. Например, Белл изобрел конструкцию телефона, воспользовавшись аналогией с устройством человеческого уха.
Символическая аналогия сопоставляет проблемы с чем-то воображаемым. Пример: датский химик Кекуле бился над загадкой строения молекулы бензола, пока ему не приснилась змея, кусающая себя за хвост. Так химик открыл первую циклическую молекулу.
Фантастическая аналогия - в ней мы фантазируем идеальное решение проблемы и пытаемся найти реальное решение в свете своих фантазий.
Совершенно другой метод творческого мышления, но также основанный на метафоре, в 50-х годах прошлого века изобрели лингвисты Пайк, Янг и Беккер. Вместо того, чтобы классифицировать типы полезных метафор, они предложили три метафоры "на все случаи жизни":
Сопоставить вещь с частицей
Сопоставить вещь с волной
Сопоставить вещь с полем
В качестве иллюстрации я позволю себе привести пример из личного опыта. Истоки данного исследования метафоры, многих идей, с которыми мы будем знакомиться далее, лежат в случайном наблюдении, сделанном мной много лет назад. Однажды мне пришлось идти по пустырю, на котором стоял одинокий столб. Через пустырь проходила тропинка и я обратил внимание, что тропинка не прямо пересекала пустырь, а отклонялась от столба, хотя он был расположен так, что не мог бы помешать проходу, даже если бы тропинка шла прямо:
Меня заинтересовал простой вопрос: что заставляло прохожих отклоняться от столба, а не двигаться оптимальным, прямым маршрутом? Очевидно, люди отклонялись бессознательно, потому что разумных, сознательных причин у этого поведения не могло быть. И тогда мне пришла в голову следующая полевая аналогия – люди отклоняются от столба, словно от отрицательного электрического заряда, словно столб создает вокруг себя какое-то отталкивающее поле, на которое люди бессознательно реагируют:
Как оказалось позже, эта идея оказалась весьма плодотворной и созвучной гештальт-теории, которая является одной из основ нашего исследования.
Творчество это творение нового, прежде не существовавшего. И как мы далее увидим, метафора совершенно не случайно является ключевым инструментом творческой мысли.  Главное препятствие при решении творческих задач - будь то изобретательские, научные или художественные задачи - невозможность их решить в рамках исходной концепции, изначального представления об условиях задачи . Этим творческие задачи отличаются от рутинных, когда мы действуем по привычному шаблону. Метафора же способна привнести в задачу представления из других областей знаний и жизненного опыта (или просто откуда-то оттуда), и тем самым изменить её условия таким образом, что решение становится возможным.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER