КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Первый штурм
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.2 Первый штурм
 
Возможно, метафора – одна из самых плодотворных
способностей человека. Её сила зиждется на магии,
она кажется инструментом, который Бог случайно
оставил в одном из Своих творений, когда его создавал.

Хосе Ортега-и-Гассет
Казалось бы, метафора так проста, что может быть проще сопоставления двух разных вещей (а что такое метафора, как не сопоставление?):
"Сравнить тебя мне с летним днём?" (Шекспир, сонет 18)
Поэт сравнивает человека с летним днём и даже самый далёкий от поэзии читатель чувствует, что этим хочет сказать Шекспир. Но попробуйте объяснить это - и вы обнаружите, что в простой метафоре скрывается целый мир.
Исследователи и мыслители, веками пытавшиеся постичь метафору, пытались сделать именно это: дать исчерпывающее описание мира метафоры, скрытого в каждом из её примеров. Попробуем сделать это и мы, чтобы показать основные пути, которыми со времен Аристотеля и до наших дней двигается мысль исследователей метафоры.
Прежде всего, метафора выглядит как сравнение, сопоставление двух вещей. Но когда мы сравниваем две вещи, мы обычно точно знаем, по каким характеристикам, параметрам. Например, выбирая сумочку в магазине, женщина сравнивает варианты по вместительности, стилю, качеству отделки, цене. Все эти характеристики присущи каждой сумочке и поэтому любые две сумочки можно с их помощью сравнивать. Так мы приходим к первой идее - метафора выделяет и подчёркивает определенный общий признак двух вещей. Именно эта идея лежит за традиционным определением метафоры.
Но по каким параметрам, по каким признакам сравнивает поэт человека и летний день?
Общий признак? В этой метафоре найти его труднее, чем при сравнении двух сумочек, но мы можем выдвинуть кое-какие варианты. Например, поводом для сравнения может выступать погода в летние дни - жаркая, неустойчивая. Или поводом может служить состояние флоры и фауны в летние дни – бурный рост растений, пение птиц, жужжание насекомых... Но как всё это относится к какому-то человеку? Есть ли у человека погода? Можно ли говорить о флоре и фауне человека?
Чтобы понять эту метафору, нам придётся ответить утвердительно: да, у человека есть погода, и у человека есть "флора и фауна". Приходится крепко задуматься.
Чтобы понять метафору нам, ни много ни мало, приходится пересмотреть свой взгляд на людей. Нам приходится взглянуть на человека как на природу, у которой есть погода, есть флора и фауна. Так мы приходим ко второй идее – что человек и природа имеют похожее строение - у них есть атмосфера и погода, у них есть флора и фауна, у них есть смена времен года. Иными словами, между человеком и природой есть структурное сходство, одинаковое соотношение частей. Это мысль Аристотеля: метафора – перенесение на основании аналогии, то есть, сходства пропорций.
Но если так, тогда не только человек похож на природу, но и природа на человека. Получается, эта метафора действует обоюдоостро: она не только заставляет нас взглянуть на человека иначе, но и заставляет взглянуть на природу как на нечто одухотворенное, обладающее разумом и сознанием. Так мы приходим к третьей идее - метафора не просто сравнивает одну вещь с другой, она смешивает две вещи, получая какую-то новую, третью. В нашем случае это "природо-человек": человек, похожий на природу или природа, похожая на человека. Это основа теории концептуального смешивания.
Далее, тогда состояние погоды природо-человека можно понять как состояние его настроения. Времена года природо-человека можно понять как этапы его жизни. Но как понять его "флору и фауну"? Природа обладает растениями и животными, но природо-человек - вряд ли. И тогда, после некоторых размышлений, мы приходим к ещё одной идее, возможно, главной: метафора основана не на прямом структурном сходстве природы и человека. Некоторые вещи есть в человеке и нет в природе. Другие вещи есть в природе, но их нет у человека. Но всё это не мешает метафоре: она создает природо-человека просто благодаря тому, что и человек и природа живые. А быть живым – это не значит обладать какой-то определенной структурой, это значит находиться в каком-то особом состоянии бытия.  Сходство структуры только помогает метафоре, но не является её основанием. Её основание - общность "состояния бытия" двух вещей .
Получается, что эта метафора – о природо-человеке женского пола, о состоянии жизни как противоположности отсутствию жизни, вот какой смысл она несёт. И теперь прочтём сонет Шекспира полностью:
Shall I compare thee to a summer's day?
Thou art more lovely and more temperate:
Rough winds do shake the darling buds of May,
And summer's lease hath all too short a date;
Sometime too hot the eye of heaven shines,
And often is his gold complexion dimmed;
And every fair from fair sometime declines,
By chance or nature's changing course untrimmed:
But thy eternal summer shall not fade,
Nor lose possession of that fair thou ow'st,
Nor shall Death brag thou wand'rest in his shade,
When in eternal lines to time thou grow'st.
So long as men can breathe or eyes can see,
So long lives this, and this gives life to thee.
Сравнить тебя мне с летним днём?
Но ты красивее и мягче:
бурные ветра треплют майские бутоны,
и лето слишком кратко;
Порой слишком жарко сияет небесное око,
а часто его золотой цвет затуманен,
и тогда прекрасное перестает быть прекрасным,
лишается своей прелести из-за изменчивости природы;
Но лето вечное твое не потускнеет
и не утратит красоты, которой ты владеешь,
и Смерть не будет хвастать, что ты блуждаешь в ее тени,
время не будет властно над тобой, как и над этими строками.
Пока люди дышат и глаза видят,
до тех пор будет жить этот сонет, и он будет дарить тебе жизнь.
Конечно, этот сонет не о настроении или времени года, он скорее о жизни вообще и о жизни конкретной "природо-женщины". Ещё обратим внимание на строку "Порой слишком жарко сияет небесное око..." В ней Шекспир вновь подчеркивает метафору природо-человека – у неба есть глаз. Кажется, мы действительно нащупали истинный смысл метафоры Шекспира.
Идея о том, что основой метафоры является общность "состояния бытия" двух вещей, является стартовой точкой нашего исследования. Нам предстоит ещё раз убедиться, что в конечном итоге дело не в общем признаке – хотя бывают метафоры, построенные и на общем признаке. Что метафоре не обязательно структурное сходство двух вещей – хотя бывают метафоры на основе такого сходства. Наконец, нам предстоит разобраться в том, что же такое это "состояния бытия".
Это, последнее – тонкая и важная вещь. Если мы не поймём, что такое состояние бытия, мы можем нечаянно всё упросить: раз метафора сопоставляет природу и человека на основании того, что они оба живые, мы можем объявить, что "живость" - это их общий признак, а значит, это просто метафора на основе общего признака. Тогда мы вновь возвращаемся к первой идее (метафора выделяет и подчёркивает определенный общий признак двух вещей), и всё начинается по кругу.
Мир метафоры полон подобных ловушек, и может быть поэтому ещё никому не удавалось пройти его полностью.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER