КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Anschauung, научный метод Гёте
5. Anschauung: Главная цель, Urphanomen
Прологи: наука о сознании становится точной
Anschauung, научный метод Гёте
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
5. Anschauung, научный метод Гёте: Главная цель, Urphanomen
Темы:
Прежде, чем мы продолжим знакомство с методом Гёте и его главной целью, нам нужно углубить понимание гештальта как центрального понятия Anschauung.
Снова о гештальте
До сих пор мы говорили, что гештальты - это образы, структуры, которые сознание ухватывает, узнает в наблюдаемой реальности. Но это очень упрощенное описание. Может показаться, что гештальты - какие-то статичные шаблоны, которые мы храним в голове и по очереди примеряем их к воспринимаемому миру. Например, в начале 20-го века представители школы гештальт-теории Макс Вертгеймер и его ученики, используя простые геометрические рисунки доказывали, что восприятие умело выделяет, распознает в картинках фигуры, обладающие "хорошей формой", как они говорили, фигуры с хорошим гештальтом":
В хаосе ломаных линий наше внимание без труда находит и фиксируется на фигурах "с хорошим гештальтом".
Казалось бы, так оно и есть - в нашей памяти хранятся статичные шаблоны простейших геометрических фигур и поэтому наше восприятие умело выделяет эти фигуры в любых сложных рисунках.
Но взглянем на другую очень простую геометрическую картинку, которую использовали в своих опытах гештальт-теоретики:
Легко заметить любопытный феномен: пространство между двумя парами точек кажется пустым и белым, а вот пространство внутри каждой пары как-то "мерцает", будто там не пустота, а есть что-то зыбкое, прозрачное, подвижное, как живой клей склеивающее одну точку с другой. Понаблюдайте!
Вертгеймер указывал на этот эффект как на результат работы активных и динамических перцептуальных сил, формирующими наше восприятие. Точно также "склеиваются" особым шелестом или звоном пары громких звуков в тишине, сливаются в одно ощущение два близких прикосновения к руке и т.д. Теперь внимательно понаблюдайте за обычным статичным квадратом:
Пространство вокруг квадрата и внутри него "кипит", находится в каком-то систематическом непрестанном мерцающем движении. То, что нам кажется простой статичной фигурой, вызывает какую-то бурную интенсивную работу наших сил восприятия. Именно в этом смысле Гёте писал, что даже то, что с первого взгляда кажется статичным, находится в скрытом движении: "Всё пребывает в потоке внутреннего движения..." Более того, можно нарисовать несложную геометрическую картинку, в которой движение перцептуальных сил становится вполне зримым:
Это неподвижная картинка, в ней не может быть никакого движения. И тем не менее, мы его видим, точнее ощущаем. В действительности, это не движение фигур, а движение динамических сил, формирующих наше восприятие.
Таким образом,  природа гештальтов динамична по сути . Даже восприятие простейших геометрических фигур поддерживается тонкой, но заметной динамической работой сил восприятия. Эта идея весьма важна для правильного понимания метода Гёте.
Прафеномен - главная цель метода Anschauung
Для Гёте целью Anschauung было осознание Urphanomen, "прафеномена", "архитепического феномена" изучаемого предмета. Это наиболее глубокий Bildung, составляющий суть изучаемого природного явления, его глубочайшую основу. Он писал, что получение первого Bildung из серии первичных гештальтов может быть только начальным шагом, в свою очередь постепенно накапливаемые исследователем синтетические Bildungen могут стать материалом для синтеза еще более высокого порядка и т.д. В пределе мы стремимся получить наиболее глубокий Bildung изучаемого предмета, его прафеномен:
Cтруктура Anschauung по Гёте
 Первая фаза Anschauung  - сбор первичных гештальтов, которые можно назвать сенсорными, потому что они являются фиксациями непосредственно воспринимаемой реальности. Исследователь тут опирается на свой когнитивный словарь - чем он больше, тем богаче будет урожай первичных гештальтов. Тут Гёте использовал зарисовки, эскизы, а мы - метафоры, также служащие для фиксации первичных наблюдений.
 Вторая фаза Anschauung  - синтез динамических целостностей Bildungen из серий первичных гештальтов Gestalten. Эти целостности, говорит Гёте, также являются гештальтами, но в отличие от первичных, они изначально отсутствуют в нашем опыте, они оказываются доселе незнакомыми нам. Они возникают в сознании не благодаря узнаванию и воспоминанию, но в результате синтеза. Другими словами, они дополняют имеющийся у исследователя когнитивный словарь. Для их фиксации Гёте также использовал зарисовки и схемы, а мы - метафоры и схематические модели.
В конечном итоге исследователь может добраться и до самого глубокого гештальта изучаемого предмета, его  прафеномена . Он также является синтезированным гештальтом, прежде не присутствующим в сознании исследователя.
Гёте стремился к познанию природы и поиск прафеноменов природных явлений и объектов он считал главной целью правильного естественнонаучного исследования. В некоторых областях своих изысканий он, кажется, добился своего:
Теория цвета. Прафеноменом цвета Гёте считал особое диалектическое взаимодействие между светом и тьмою. Он считал, что именно борьба света и тьмы порождает цвет, является его глубинной причиной. Когда прафеномен проявляется в своей самой яркой форме, достигает своего апогея, мы наблюдаем "acme" феномена (читается "акме", от лат. апогей, высшая точка), наиболее показательное проявление феномена. Acme феномена цвета Гёте считал красный цвет, в котором борьба между светом и тьмой проявлена в максимальной степени.
Биология. Гёте очень серьезно занимался морфологией живого мира (сам термин "морфология" в науку привнес именно он). Исследуя своим методом мир растений, он пришел к выводу, что самым ярким проявлением прафеномена растений, его "acme"," является живой лист. В нём сфокусированы все ключевые свойства растений как живых организмов.
Геология. Это третья сфера основных научных интересов Гёте. На своих ногах он обошел всю Германию и часть Чехии, изучая геологические формации. Прафеноменом процессов формирования ландшафтов и геологических форм он считал взаимодействие земли и воды. Любопытно, что эта точка зрения и сегодня совсем не кажется наивной.
Гёте искал прафеномены, потому что они, в соответствии с его методом, задают смысл всех остальных, менее значимых и частных проявлений изучаемого предмета. Лишь усваивая прафеномены, становится возможно истинное понимание природы, приобщение к истине. Иоганн Вольфганг Гёте к этому искренне и всеми силами стремился.
Органическая логика как метод появилась спустя две сотни лет после Anschauung. Хотя ключевые идеи оказываются удивительно созвучны, но наше время позволяет внести новые и весьма важные добавления в метод Гёте - всё же за последние 200 лет люди узнали много нового. Когнитивный словарь нашего времени несколько шире и этим надлежит воспользоваться...
1
Важно-не важно.
Хочу отметить теорию японских подсвечников .Теории уже 300 лет .Простые
приемы помогают принять верное решение для инвестиций .В основе лежит понятие важных и не важных перемен во времени .По этой теории человеческая психика выдерживает только 8-10 важных перемен в одну сторону.Имеется в виду нарастание негатива или позитива .Далее происходит почти полный разворот .который может полностью компенсировать предыдущее движение в поиске новой парадигмы. В упрощенном виде считается что 3 перемены подряд- это прогресс в развитии идеи.
Владимир vvgsv@yandex.ru (5.08.2014 15:07)
2
НАЧИНАЮ ЗАИНТЕРЕСОВАНО ЗНАКОМИТЬСЯ
Случайно попал на ваш сайт, изучая прафеномен относительно математики (с "подачи" Гейзенберга).
Очень заинтересовался более широким планом (что такое "культура " по Шпенглеру).
Намереваюсь ознакомиться более глубоко. Возможно, тогда и приму какое-то участие, а сейчас - рад знакомству!!!
доктор кибернетики, профессор по теории систем
Вячеслав Фоменко
vfomenko fomenko.vyacheslav@gmail.com (20.11.2014 10:14)
3
Двойная настройка
Если использовать метафору настройки внимания, можно ли сказать, что при открытии нового смысла мы настраиваемся, сначала, на некий известный нам объект, а затем настраиваемся на некое состояние этого объекта, которое в тоже время является самостоятельным смыслом. НО все-таки мы не можем как бы напрямую воспринять этот новый смысл(как, например, на картинке девушка-старуха, два смысла существуют как бы парралельно). Даже когда мы внесли этот смысл в свой когнитивный словарь, мы все равно можем настроится на него ЛИШЬ после первоначальной настройки на некий объект, который как бы является проводником этого смысла. Прошу прощения за возможную тавтологию, но хочу задать вопрос максимально понятно, и готов пожертвовать при этом литературной красотой.
Странник (21.12.2016 16:36)
4
Если новый предмет связан метафорически с каким-то старым и хорошо знакомым, то первое время мы его воспринимаем через призму старого, при этом внимание фокусируется на некоем общем. Со временем новый предмет образует новую уникальную "запись" в нашем когнитивном словаре, и после этого 1) мы его начинаем воспринимать уникально, 2) теперь уже его мы можем использовать как когнитивную опору для восприятия новых предметов. При этом сам когнитивный словарь организован древовидно - от одной ветви (старый предмет) вырастает новая (новый принятый предмет). Ветви более-менее родственны друг другу, но каждая по-своему уникальна.
Роман Уфимцев (22.12.2016 0:18)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER