КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Anschauung, научный метод Гёте
3. Anschauung: Первый этап, Gestalten
Прологи: наука о сознании становится точной
Наши дальние родственники: Anschauung, научный метод Гёте
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
3. Anschauung, научный метод Гёте: Первый этап, Gestalten
Темы:
Мы будем излагать принципы Anschauung в современных терминах, лишь иногда прибегая к выражениям самого Гёте. Это следует сделать, чтобы не спотыкаться о специфический литературный стиль 19-го века.
В упрощенном и кратком виде принципы Anschauung выглядят так:
Отправной точкой Anschauung является особый созерцательный настрой ума, когда исследователь открывает своё восприятие изучаемому предмету в его живых связях. Этот настрой ума возможен лишь тогда, когда исследователь отбрасывает готовые теории и ожидания относительно того, что он должен увидеть.
Реальность сложна и текуча, но в процессе созерцательного уважительного наблюдения природа помогает исследователю - если исследователь открывается природе, она открывается ему. Происходит как бы взаимопроникновение сознания исследователя и изучаемого природного феномена. Говоря иначе, исследователь идентифицируется с феноменом, вживается в него.
Явления и предметы мира находятся в бесконечно сложных связях с другими, их невозможно охватить чистым рассудком, поэтому здесь на помощь приходит интуитивное восприятие. От серии отдельных "вспышек" понимания, выхватывающих фрагменты изучаемого предмета, исследователь приходит к его глубокому интуитивному пониманию в живой целостности и полноте.
Каждый из пунктов заслуживает самого внимательного разбора, но в этой статье мы сосредоточимся на третьем, поскольку с методической точки зрения он является наиболее важным, а первые два скорее говорят о том, как исследователь должен быть настроен, используя Anschauung.
Gestalten - лики реальности
Описывая свой метод, Гёте разбивает его на два этапа. Первый этап Anschauung завершается, когда исследователь в процессе созерцания и наблюдения за изучаемым феноменом осознает и фиксирует серию гештальтов. Это ключевое понятие не только для метода Гёте, но и для нашей органической логики. Хотя мы много писали о том, что такое гештальт, важность этого понятия для дальнейшего такова, что мы отчасти повторимся.
Гештальт: историческая справка
Мало кто знает, что слово "гештальт" в его нынешнем научном и психологическом смысле первым использовал именно Иоганн Вольфганг Гёте.
Спустя столетие после Гёте, в начале 20-го века в Германии возникло сразу две научных школы, для которых гештальт стал центральным понятием - Лейпцигская школа психологии во главе с Феликсом Крюгером и школа гештальт-психологии, основателем которой был Макс Вертгеймер. В той или иной степени обе школы принимали гештальт также, как его принимал Гёте - как центральный элемент человеческого восприятия и понимания. Наше восприятие устроено так, что воспринимая сложный мир, мы "выхватываем" в нем гештальты и именно они придают смысл воспринимаемой реальности. При этом представители Лейпцигской школы практически разрабатывали теорию сознания на основе идей Гёте, а гештальт-психологи успешно исследовали низкоуровневые механизмы восприятия гештальтов. Дополнительно о гештальте - в популярной Школе когнитивного бойца и в статье Гештальты и мультистабильные восприятия.
История конкурентных взаимоотношений и судеб этих психологических школ заслуживает отдельного рассказа. Но для них обоих роковую роль сыграл фашизм. Лейпцигская школа приняла Гитлера и сгинула вместе с ним, а последователи Вертгеймера и он сам эвакуировались в США, где гештальт-теория оказалась слишком трудной для понимания (увы, это так).
Gestalt - плохо переводимое с немецкого языка слово, которое означает нечто среднее между "образом" и "структурой". Гёте совершенно неслучайно использовал такой многозначный термин. Вот метафора, которая вам может помочь:
Вообразите, что вы лежите на траве посреди большого поля и глядите на небо. В небе медленно движется большое облако. Ветер и его внутреннее движение постоянно меняет его форму, оно текуче, непостоянно. Вы наблюдаете его округлую бесформенность, она беспрестанно меняется... И вдруг в какой-то момент вы видите, что облако становится похоже на голову бегемота... Видны не все детали, но облако действительно становится чем-то похоже - форма, даже есть что-то вроде ушей... Но проходит несколько секунд и голова бегемота расплывается, исчезает и перед вами вновь бесформенное облако. Вам немного жаль бегемота, но вы продолжаете смотреть на облако.
Оно уже почти над вами. Вы ждете, что появится вновь бегемот или голова собаки или... Но тут вы ловите себя на мысли, что вместо этого облако все больше становится похоже на ровный эллипс. Да-да, с каждой секундой оно выравнивается и вот перед вами огромный висящий в небе снежно-белый эллипсоид, похожий на фантастический дирижабль огромных размеров. Он медленно плывет над полем... Но не успеваете вы пофантазировать на тему того, куда он направляется, дирижабль оплывает, тает, теряет форму и вскоре над вами вновь только простое бесформенное клубящееся облако...
Когда мы стоим перед лицом сложной реальности, мы переживаем нечто похожее - в непрестанном потоке изменений нам иногда удается выхватывать узнаваемые образы или структуры и тогда происходит "схватывание" реальности, в ней появляется  организующие начала, это и есть гештальты. Гештальт - это вспышка узнавания или осознания, когда мы вдруг видим в текучей сложной реальности знакомую конфигурацию, что-то такое, что мы видели где-то и когда-то раньше . Когда в толпе назнакомых людей мы неожиданно видим лицо друга, мы переживаем нечто подобное. Когда это происходит, вся толпа воспринимается совершенно иначе, чем раньше. Это уже совершенно другая толпа.
Имея некоторую внутреннюю чуткость, в момент "схватывания" можно ощутить особое внутренне чувство "ёканья", теплого толчка или "вытягивания" в сторону воспринимаемого предмета - так на момент осознания гештальта реагирует наше тело. Именно поэтому Гёте говорил, что Anschauung приводит к идентификации с исследуемым предметом, дистанция между наблюдателем и феноменом каким-то образом ощутимо преодолевается.
 Гештальты - это лики реальности . Пока мы видим в природе серую незнакомую толпу сил и объектов, она для нас закрыта, незнакома, чужда. Но стоит вдруг мелькнуть в ней знакомому лику, мы вступаем с реальностью в прямое "личное" взамодействие, это и есть момент схватывания гештальта. И участвует в этом не только и не столько наш ум, сколько наше тело.
Гёте подчеркивал несколько критически важных моментов первого этапа Anschauung. Они абсолютно созвучны и рекомендациям нашей органической логики:
Избавиться от предубеждений и изначальных ожиданий
Исключительно важный пункт. Гёте писал: "Все наше внимание должно быть сфокусировано на том, чтобы слушать природу и слышать секреты ее внутренней жизни, так чтобы не оттолкнуть ее насильственными императивами..."
Очень легко перепутать свои предубеждения, свои ожидания с тем, что преподносит нам сама реальность - Ньютон ожидал увидеть спектр из 7 цветов и увидел его там, где в реальности взаимодействует два спектра - теплый и холодный. После знакомства с психоанализом Фрейда очень легко начать видеть в каждом человеке комплексы и дремучие бессознательные силы.
Гёте предлагал опорные вопросы, которые помогают отвлекаться от теорий, изучая естественную природу: "Что именно я вижу своими глазами, что именно я воспринимаю своми органами чувств?" Органическая логика, предназначенная главным образом для изучения социальной реальности, предлагает и другие методы устранения или ослабления изначальных ожиданий и предубеждений.
Изучать реальность полно и всесторонне
Финалом первого этапа Anschauung является осознание и фиксация серии гештальтов, отражающих различные аспекты изучаемой реальности, исследуемого предмета. В качестве примера Гёте приводил изучение живого организма, который нужно наблюдать в различных фазах его жизни, в разных обстоятельствах и проявлениях, добиваясь полного охвата. Только в этом случае серия полученных гештальтов будет пригодна для следующего этапа.
В органической логике этот пункт звучит как требование принимать во внимание все сегменты исследуемой социальной системы - не только ее "важные" части, но и периферию. В социальных исследованиях для этого нужно обращаться к некоторым специальным методам, поскольку обычно для непосредственного наблюдения доступна лишь некоторая часть социальной системы.
Изучать вещи в их естественных условиях
Гёте считал, что все вещи мира настолько переплетены между собой, что искусственная изоляция изучаемых объектов в форме специально организованных экспериментов не может приводить к получению истинного понимания вещей. Он считал, что в этих условиях мы получаем знание только об аномальных свойствах мира. Эта мысль особенно верна в области наук о человеке, взять хоть уже упоминавшийся психоанализ. Известно, что Зигмунд Фрейд разработал свою теорию на основе изучения больных невротическими расстройствами и истериями. Он обнаружил аномальные проявления человеческой психики, но решил, что открыл "универсальные" свойства человеческой природы. Они оказались темны и уродливы, что не удивительно, принимая во внимание, на каком материале он совершил своё открытие.
С точки зрения органической логики,  при исследовании социальных систем у нас нет другого выбора, как изучать их в естественных условиях . Тем не менее, даже здесь пытаются создавать искусственно организованные эксперименты - как, например, при проведении фокус-групп в маркетинге, когда по мнению маленькой группы специально отобранных людей надеются прогнозировать рыночный успех того или иного товара. Неудовлетворительные прогностические результаты фокус-групп не смущают "исследователей".
Финал первого этапа Anschauung - ясное усвоение серии гештальтов, отражающих сложную реальность в разных аспектах. Не всегда восприятие гештальта настолько ясно и доступно, как в метафоре с облаком. Довольно часто мы вначале интуитивно переживаем гештальт, но не можем его облечь в слова, то есть представить его сознанию в ясном словесном или схематичном виде. И здесь требуются некоторые вспомогательные средства:
Зарисовки и наброски
Гёте предлагал зарисовки от руки, которые помогают отвлечься от лишнего и зрительно изобразить суть гештальта. Именно так он поступал, изучая морфологию животных и растений, он делал наброски их отдельных характерных форм. Зарисовки на клочках бумаги рекомендуются и в органической логике, при этом мы добавляем и некоторые рекомендации о взаимном отношении этих зарисовок друг к другу.
Метафоры и аналогии
Возможно, потому, что Гёте в первую очередь занимался естественной природой, доступной для зарисовок, а может быть, потому, что сам был великим поэтом, он не обратил особого внимания на роль метафор и аналогий для закрепления гештальтов в сознании наблюдателя. Между тем,  в органической логике, предназначенной для изучения социальной реальности, метафора считается основным средством фиксации гештальт-восприятий .
Достигнув цели первого этапа Anschauung, имея набор или серию осознанных гештальтов, ясных слепков текучей реальности, мы готовы ко второму этапу Anschauung.
1
Важно-не важно.
Хочу отметить теорию японских подсвечников .Теории уже 300 лет .Простые
приемы помогают принять верное решение для инвестиций .В основе лежит понятие важных и не важных перемен во времени .По этой теории человеческая психика выдерживает только 8-10 важных перемен в одну сторону.Имеется в виду нарастание негатива или позитива .Далее происходит почти полный разворот .который может полностью компенсировать предыдущее движение в поиске новой парадигмы. В упрощенном виде считается что 3 перемены подряд- это прогресс в развитии идеи.
Владимир vvgsv@yandex.ru (5.08.2014 15:07)
2
НАЧИНАЮ ЗАИНТЕРЕСОВАНО ЗНАКОМИТЬСЯ
Случайно попал на ваш сайт, изучая прафеномен относительно математики (с "подачи" Гейзенберга).
Очень заинтересовался более широким планом (что такое "культура " по Шпенглеру).
Намереваюсь ознакомиться более глубоко. Возможно, тогда и приму какое-то участие, а сейчас - рад знакомству!!!
доктор кибернетики, профессор по теории систем
Вячеслав Фоменко
vfomenko fomenko.vyacheslav@gmail.com (20.11.2014 10:14)
3
Двойная настройка
Если использовать метафору настройки внимания, можно ли сказать, что при открытии нового смысла мы настраиваемся, сначала, на некий известный нам объект, а затем настраиваемся на некое состояние этого объекта, которое в тоже время является самостоятельным смыслом. НО все-таки мы не можем как бы напрямую воспринять этот новый смысл(как, например, на картинке девушка-старуха, два смысла существуют как бы парралельно). Даже когда мы внесли этот смысл в свой когнитивный словарь, мы все равно можем настроится на него ЛИШЬ после первоначальной настройки на некий объект, который как бы является проводником этого смысла. Прошу прощения за возможную тавтологию, но хочу задать вопрос максимально понятно, и готов пожертвовать при этом литературной красотой.
Странник (21.12.2016 16:36)
4
Если новый предмет связан метафорически с каким-то старым и хорошо знакомым, то первое время мы его воспринимаем через призму старого, при этом внимание фокусируется на некоем общем. Со временем новый предмет образует новую уникальную "запись" в нашем когнитивном словаре, и после этого 1) мы его начинаем воспринимать уникально, 2) теперь уже его мы можем использовать как когнитивную опору для восприятия новых предметов. При этом сам когнитивный словарь организован древовидно - от одной ветви (старый предмет) вырастает новая (новый принятый предмет). Ветви более-менее родственны друг другу, но каждая по-своему уникальна.
Роман Уфимцев (22.12.2016 0:18)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER