КОГНИТИВИСТИдейное ядро²
Anschauung, научный метод Гёте
Прологи: наука о сознании становится точной
Наши дальние родственники: Anschauung, научный метод Гёте
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Anschauung, научный метод Гёте
Темы:
"И в наши дни мы должны учиться у Гёте, как не следует позволять атрофироваться всёму, кроме единственного органа рационального анализа, как вместо этого мы должны полагаться на реальность, представленную всеми имеющимися у нас органами, и верить, что именно эта реальность отражает суть вещей - настоящую, истинную. Будем верить, что будущие поколения добьются в этом больших успехов, чем нынешнее."
Вернер Гейзенберг, физик
Иоганн Вольфганг Гёте в первую очередь известен как великий немецкий поэт, автор бессмертного "Фауста". Меньше известно, что он был выдающимся натуралистом и серьезно занимался естественными науками.
Гёте был одним из редких в истории человечества людей, наделенных широчайшим спектром блестящих талантов, которые простирались от искусства до наук - а в то время между ними не проводилось такой резкой границы, как сегодня. Наряду с Платоном, Леонардо да Винчи, Ломоносовым, Гёте обладал удивительной способностью видеть мир целостно, наблюдать в нем действие универсальных сил и законов, которые верны как для естественной природы, так и для сознания человека.
Научные работы Гёте не вошли в главный поток классической естественной науки, хотя по признанию многих, значение его идей часто открывалось лишь спустя десятилетия и века. Тогда, на рубеже 18 и 19-го веков, начинали обозначаться контуры современной науки - такой, какой мы знаем ее сегодня. Наука начинала отдаляться от искусства, стал нарождаться "научный метод". В те времена ученых стали называть "естествоиспытателями", а главной деятельностью науки стало аналитическое "испытание естества", то есть познание законов природы через опыт и эксперимент, в котором испытанию подвергались отдельные частные свойства мира, максимально изолированные от естественного контекста. Этот подход неустанно подвергался критике Иоганном Гёте, а к Исааку Ньютону, который был ярким представителем аналитического научного метода, он испытывал почти личную неприязнь.
Гёте ратовал за синтетическое познание природы, в её целостности и сложности. Он не признавал опытов, в которых явления природы исследовались в искусственно созданных условиях, считая, что эти условия искажают естество мира:
"Природа ничего не открывает под пытками. На честный же вопрос она искренне ответит лишь "да" или "нет". Все остальное - от лукавого."
Но дело не ограничивалось критикой и непризнанием. Он разработал собственный метод познания природы, который назвал Anschauung, что с немецкого приблизительно переводится как "созерцание" или "чувственное восприятие". Иногда он называл его также "бережным эмпиризмом", подчеркивая тем самым, что его метод принимает природу уважительно, в ее исконности, а не загоняет в неестественные рамки экспериментов и численных упрощений.
Конечно, в области естественных наук, подход Гёте на долгие века оказался вне столбовой дороги. До тех пор, пока науке удавалось разбирать природу на кирпичики в своих экспериментах, его призывы было некому услышать. Но спустя 200 лет ситуация стала меняться даже в области естественных наук.
Вот одна из максим Гёте, которая с точки зрения классической науки кажется еретической:
"Феномен не отделен от наблюдателя, но связан с ним, присутствует в нем."
И только в 20-м веке эксперименты в области квантовой механики обнаружили, что Гёте прав, что присутствие наблюдателя влияет на свойства природы. Тем не менее, значение этого влияния в полной мере до сих пор не оценено.
Еще более актуальны принципы Иоганна Вольфганга Гёте в сфере наук о человеке: в психологии, социологии, экономике. 150 лет развития этих дисциплин не привели к созданию стройной теоретической базы так, как это произошло в естественных науках, несмотря на огромные усилия многих поколений ученых. Традиционный аналитический научный метод привел в сфере социальных наук к жалкому набору спекулятивных теорий, которые скорее отражают личности и условия жизни своих авторов, нежели фундаментальные законы человека и общества. Поэтому, в поисках пригодного инструментария для понимания и работы с человеческими сообществами мы должны обратить пристальное внимание на предложенную Гёте альтернативу.  Понять людей в их исконной сложности, в естественных условиях - тут его Anschauung кажется куда более адекватным методом, нежели аналитический научный подход .
Я познакомился с Anschauung Гёте уже после того, как сложились основы нашего представления о методе работы с социальными системами в маркетинге. И был впечатлен глубоким сходством базовых принципов Anschauung и органической логики, как мы называем свой метод мышления - вплоть до терминологии.
В этой статье мы познакомимся с характерными принципами метода Гёте, а затем углубленно сопоставим Anschauung и органическую логику. И наконец, познакомимся с примером применения метода для исследования социальных систем.
А начнем мы с любопытного примера, в котором произошло столкновение обычного аналитического научного метода и метода Гёте.
1
Откуда столь прекрасные цитаты?
Просто удивительные цитаты из Гете и Гейзенберга, но нигде больше в Интернете не нашел таких . Не могли бы вы указать источники?
Andrey salamandrey@yandex.ru (27.05.2013 9:12)
2
Цитаты
Первая - из лекции Гейзенберга от 1942 года, ищите
"What we can still learn from Goethe today is that we cannot, at any cost, allow all other organs or capacities to atrophy in favor of the one, the rational analysis..."
С Гёте сложнее - материал писался давно, но можете быть уверены, я их не выдумал :) Следует искать в англоязычных материалах по научному методу Гете - я их находил там. Например, вот эта:
"Каждый новый объект, который мы смогли ясно увидеть, открывает у нас новый орган восприятия."
цитируется по статье "Goethe, Nature, and Phenomenology", David Seamon:
"Each phenomenon in nature, rightly observed, wakens in us a new organ of inner understanding."
Следует только иметь в в иду проблему двойного перевода с немецкого на английский (не лучшая трансформация, прямо скажем), а потом на русский.
С уважением,
Роман Уфимцев (27.05.2013 13:31)
3
Феномен не отделен от наблюдателя.
Идеи автора перекликаются с идеями Джорджа Сороса в его книгах -"Тяжкое бремя сознания" и "Алхимия финансов ". Теория рефлексивности .
Владимир  vvgsv@yandex.ru (5.08.2014 14:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER